На главную

Контакты
Рекламодателям

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЕЛКИ

В первой своей альпинистской вылазке наш корреспондент повстречался со смертью
и гималайским медведем

Только люди, которые поднимались на Талгарский перевал пешком, с тяжелым рюкзаком, могут иметь совершенно особое удовольствие - видеть землю с этой высоты. Мы это удовольствие имели. Мы - это профессор-химик, инструктор по туризму в одном из алматинских университетов, две подтянутые дамы – в прошлом мастера спорта СССР по альпинизму, один член казахстанской сборной по туризму, шестеро студентов и ваша покорная слуга, получившая суровое редакционное задание. Это был мой первый серьезный выход в горы, не считая лазанья по крымским хребтам в детстве.
Дорога до горнолыжной базы Чимбулак проходит серпантином по крутым насыпям и склонам. Громадная противоселевая плотина закрывает ущелье. Сели здесь очень актуальная проблема, один завалил дорогу перед самым нашим приездом. Бетонка проходит прямо по плотине. Внизу виден громадный город и, прямо под нами, высокогорный каток. Еще несколько крутых подъемов, и появляется Чимбулак. Здоровенное здание - гостиница, бар-ресторан, боулинг-клуб, куча подсобных помещений и начало подъемника. Все спит. Канатка не работает – слишком рано. Зато погода отличная, свежий горный воздух... Хочется бегать, прыгать и браться за самую тяжелую работу. Наконец я в горах!
Идется легко, постепенно ноги привыкают к тропе, хотя плечи ноют от рюкзака, невесть как уложенного. Тащим на себе кучу “железа”, гору коробок и авосек с заброской. У меня шумит в ушах , ноет в висках и почему-то знобит, несмотря на 40-градусную жару. Мне сразу поставили диагноз: “Первые признаки горной болезни равнинного жителя. Акклиматизация в горах для новичка – трое, четверо суток. И то желательно провести это время на первом же перевале. Так что решай!” Решила.
В 9.30 утра мы на перевале Большой Талгар, это громадная широкая седловина. К обеду дошли до последних в этих местах елок: на высоте 2600 метров отдыхали полчаса. Впереди вьется между елями хорошо размеченная тропа. Расслабляемся. Народ уходит, мы остаемся посидеть “еще чуть-чуть”, делая стратегическую ошибку. Когда двинулись, милая дорожка оказалась довольно крутой, петлистой, заваленной деревьями. Штурмуя очередной бурелом, мы вообще потеряли тропу.
Над головой кружат дрозды. Нас охватывает легкая паника. Втроем. Черт те где. Камни “живые”: неудачно наступишь или крикнешь - может начаться камнепад, сход здесь говорят. Страх за себя перебивает тревога за остальных. Все палатки, тент, примус и пять спальников - в наших рюкзаках, еще теплая одежда. Зато из еды – только яблоки. Оценив ситуацию, решаем разделиться. Я, водрузив на шест оранжевую ветровку, осталась посреди глыб с тремя рюкзаками в качестве маяка. Мои спутницы пошли искать товарищей. Поначалу было жутко. Но при мне был фотоаппарат, поэтому время летело незаметно. Девчонки вернулись ни с чем, и мы еще пару часов бродили вдоль бурлящих вод горной реки. К счастью, встретили двоих из нашей группы, которые тоже пустились на поиски заблудших. Нагоняй от “старичков” мы получили отменный.
Всего ходовых часов в этот день вышло тринадцать, это мы посчитали, сидя за кружкой вечернего чая из мутноватой ледниковой воды. Закат был просто великолепен. Над рекой парили беркуты. Профессор читал стихи. С другого берега жадно лакали воду белогрудые гималайские медведица с медвежонком…
Встали мы рано. Моросил холодный дождь. На траверсе начало светать, и было видно, с какой бешеной скоростью летят облака. До перевала Туристов (4100) и Ак-Су (4300) тропа оказалась тяжелой, скользкой, мне даже удалось применить прихваченные ледорубы и “кошки”. Одолев все преграды и перевалы, группа разделилась. Большая часть двинула на Иссык-Куль, я с подругами – обратно, в кармане лежал билет на костанайский поезд. Мы спускались в зеленые оазисы предгорий, канатка работала. Последним подарком этих замечательных дней стал отличный обзор с 1200 метров: тянь-шаньские елки и вырастающие над головами вершины.
Мне было легко среди этих людей, ведь, в конце концов, какими бы мы разными не были, что-то одинаково зацепит нас в душе, когда кто-нибудь рядом произнесет слово ГОРЫ.

Ксения БАРАБАНОВА

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЕЛКИ
В первой своей альпинистской вылазке наш корреспондент повстречался со смертью и гималайским медведем

ПРОТИВЕНЬ: “БИГОС” – ЭТО ПО-ПОЛЬСКИ!
Ромуальда Стефановна Гицевич, председатель польского национально-культурного центра “Надея”.

САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК
Привет всем любителям живописи! Совсем немногие узнали в нашем шедевре картину Маковского “Свидание”.