[an error occurred while processing this directive]
ПЁТР СУХИНИН: «В АМЕРИКЕ СЛОЖНО ОТКРЫТЬ СВОЁ ДЕЛО»
Из США вернулась бизнес-делегация Костанайской области. Месяц назад 9 человек - по трое госслужащих, представителей общественных объединений и предпринимателей – отбыли в штат Орегон для изучения опыта ведения бизнеса и государственной поддержки предпринимательства. В их числе был и исполнительный директор АСПреДКо Петр СУХИНИН.
- Пётр Петрович, в чём, на ваш взгляд, основное отличие нашего предпринимательства от американского?
- Инфраструктура другая. Всё-таки у них она развивалась десятки лет, а у нас только начинает складываться. Сам Орегон – штат относительно молодой, и до середины прошлого века там, в общем-то, занимались только продажей леса. Что характерно, в Америке в каждом штате разрабатываются и принимаются свои законы. У нас ведь как: если закон хорошо работает на юге, то на севере страны могут возникнуть проблемы с его исполнением в части каких-то определений или норм – именно потому, что это север. У них этого нет. Ещё стоит отметить, что у них хорошо развита информационная поддержка предпринимателей. В какое учреждение ни войдёшь, везде куча буклетов, справочной информации по предпринимательству. Очень выгодно для бизнесменов государственные органы сотрудничают с бизнес-объединениями. Нет такой бюрократии, как у нас. И если у нас только один государственный фонд, который наравне с банками имеет лицензию на кредитование предпринимателей, то у них несколько. Суммы, выделяемые государством на поддержку предпринимательства, впечатляют. К примеру, департаменту экономического развития Орегона было выделено $300 млн.
- Насколько просто у них начинающему открыть свое дело? Что для этого предлагают госструктуры и бизнес-объединения?
- Не то чтобы там было всё просто. Там свои сложности. К примеру, прежде чем ты откроешь своё дело, ты должен доказать в тех же госструктурах, бизнес-объединениях, что ты психологически готов. Тебе объяснят, насколько сложно вести дело. Если ты, к примеру, подумываешь о своей ферме, то тебя обеспечат выкладками о том, какие сорта пшеницы годятся в том или ином районе или какие породы скота выгоднее всего содержать в этой местности. Кроме того, ещё не начиная своего дела, ты должен будешь подготовить бизнес-план, обоснование проекта. Немногие из обратившихся начинают после этого открывать свой бизнес: процентов 80 из них идут в наёмные работники. Это правильно. Но если ты прошёл все эти стадии, то тебе обязательно дадут кредит. Причём для этого необходимо предоставить залог всего в 10-20% от суммы кредита. У нас же банки просят все 120%. В общем, там не боятся кредитовать. Более 90% населения у них платят по кредитам. Очень большую роль в стартовом бизнесе играет факультет бизнеса Государственного университета в Портленде. На этом факультете преподают бизнесмены из различных компаний, которые к тому же берут студентов на стажировку на свои предприятия. В этом же университете за плату тебя могут консультировать по тем или иным вопросам. Этот факультет является самой большой бизнес-школой на северо-западе страны.
- Скажите, а что-то подобное нашему бизнес-инкубатору там есть?
- Есть, но там они называются бизнес-акселераторами. В принципе, задачи те же, но если у нас инкубаторы предоставляют только помещения на льготных условиях, то там бизнес-акселераторы кроме этого поддерживают предпринимателя специальными консультациями, помогают решить вопросы с банками, с госучреждениями. Есть даже такой вариант - долевое участие в бизнесе. Через 5-6 лет, после того как бизнес вырос и встал на ноги, предприниматель решает: выкупить ему эти 15% у акселератора, или нет.
- Какие бизнес-объединения в штате самые авторитетные, и вопросы какого масштаба бизнесмен может решить через них?
- Вообще их немало, но, наверное, самая многочисленная и влиятельная бизнес-структура – это Ассоциация отраслей промышленности штата. Несмотря на название, туда входят не только промышленные предприятия. Членами ассоциации являются 20 000 компаний, где трудится более трети всей рабочей силы штата. В этой ассоциации работает шесть профессиональных лоббистов, которые специализируются на определенных вопросах. Например, финансирование, законодательство и так далее. Эти люди полностью владеют своей темой и работают через депутатов, лоббируя интересы предприятий. Причём очень результативно. Другими наиболее влиятельными структурами являются «Центр развития малого бизнеса», «Форум предпринимателей Орегона», «Офис по устойчивому развитию Портленда» и другие. Все они занимаются исследованиями и предоставляют специфическую информацию о какой-либо области рынка, предоставляют поддержку в области финансов, образования, оказывают техническую поддержку.
- Возникают ли там вопросы прозрачности распределения бюджетных средств, выделенных на поддержку бизнеса?
- Насколько я знаю, нет. Дело в том, что должности и мэра Портленда, и его четырёх комиссионеров (заместителей) – выборные. Их выбирают сроком на 4 года. Чиновники очень доступны – каждую среду целый день проходит совет города, где могут присутствовать все желающие и решить любые свои вопросы. К примеру, когда мы присутствовали на совете, один незрячий пенсионер жаловался, что две собаки его нового соседа не раз кусали его собаку-поводыря… Вообще, было очень интересно посмотреть, как у них всё устроено. Надеюсь, что удастся применить что-то положительное из их опыта.
Булат МУСТАФИН
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]