На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 29 (225)
20 июля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Зверские дела
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

КЕМ БЫТЬ?

Давно уже признано, что в Казахстане на рынке труда существует явный перекос по профессиям, полученным в вузах. В стране очень много молодых специалистов в области права, экономики и финансов, но крайне мало технических кадров. Что делает государство, чтобы исправить ситуацию?

Ответ на этот вопрос особенно актуален в эти дни. Ведь с 22 до 31 июля вузы Казахстана принимают заявления от претендентов на получение государственных грантов на бесплатное обучение. Насколько такая система финансирования влияет на количество специалистов, которые обучаются по различным специальностям?

По совету друзей

Если рассуждать чисто теоретически, напрашивается логичный вывод - потребность рынка труда в тех или иных специалистах должна жёстко влиять на деятельность высших учебных заведений, регулируя набор специальностей, которым они обучают. На самом деле всё иначе, вузы не несут никакой ответственности за трудоустройство своих выпускников.

Руслан КАРАМУРЗИН принёс документы для поступления в Костанайский инженерно-экономический университет (КИнЭУ) вполне осознанно. Он окончил один из местных лицеев, где получил сразу две специальности. По одной из них – «техник по обслуживанию компьютеров» - теперь работает в частной фирме. Решил, что пора получить и высшее образование. В КИнЭУ открылось новое отделение, на котором готовят инженеров по вычислительной технике. По словам Руслана, именно друзья и бывшие педагоги посоветовали идти в это учебное заведение. Да и сам автор этой статьи, когда увидел тамошние полигон энергоустановок и технические лаборатории, стал понимать ребят, которые пришли туда учиться. Ведь они наверняка склонны к общению с «железками» и получат теперь этого удовольствия по самую макушку. Впрочем, как и те, кто пришёл на инженерно-механический факультет Костанайского госуниверситета. Вот только получить возможность учиться за счёт государства для них проблематично.

Заказ государства

На очередной набор в вузы республиканский бюджет выделил около 33 000 грантов на всех абитуриентов страны. Из них на обучение по техническим специальностям – примерно 11 000. Для того чтобы понять - много это или мало - приведём несколько цифр. В департаменте образования Костанайской области «НГ» сообщили, что в этом году в едином национальном тестировании (ЕНТ) участвовали 8907 выпускников школ. 70% из них набрали более 50-ти баллов. То есть только в нашей области в это году добавилось почти 6500 человек, потенциально претендующих на поступление в вузы, и в том числе - на получение гранта. Как сообщил нам начальник учебно-методического управления Костанайского госуниверситета Мейрамбек ТАСТАНОВ, КГУ ежегодно получает 800-1000 грантов, при том, что на дневном отделении обучается 6000 студентов. В том же КИнЭУ, по информации проректора по учебно-методической работе Ельтая САПАНОВА, получается 70 грантов на 1300 студентов. При такой статистике говорить о существенном влиянии государства на повышение заинтересованности молодых людей в обучении техническим специальностям не приходится. Тем не менее, в беседе с вышеназванными собеседниками выясняется, что желающих получить профессию инженера становится больше. Что же влияет на этот процесс?

А инженеры лучше…

Скорее всего – выход страны из экономического кризиса и постепенное наращивание сферы производства и переработки.

- КИнЭУ в этом году открыл три новые специальности, - говорит Ельтай Сапанов. – Могли бы ещё две, но пока не готовы к этому. К нам стали постоянно обращаться различные предприятия, крестьянские хозяйства и сельские ТОО с просьбой подготовить нужных им специалистов. Очень часто они сами направляют своих людей на учёбу и оплачивают ее. Едут к нам и из других республик СНГ. Например – из России и Узбекистана. Подготовка инженерных кадров требует больших затрат на создание учебных лабораторий, поэтому сегодня не каждый вуз берется за эту ношу.

В этом случае мы наблюдаем уже складывающуюся систему вовлечения в профессию в условиях рыночной экономики. На мой вопрос: что ими движет в желании развивать свой вуз, Ельтай Сапанов ответил:

- Не думайте, что желание набить наш университет студентами. Мы ищем оптимальный вариант, при котором могли бы качественно готовить именно столько студентов, чтобы после окончания вуза они все были устроены по специальности, а мы были бы мобильными и быстро реагировали на изменения потребностей рынка труда.

Возможно, перекосы на казахстанском рынке труда начнут выравниваться, если учебные заведения проявят заинтересованность в трудоустройстве своих выпускников. Ведь в условиях конкуренции между вузами этот фактор тоже определяет выбор абитуриентов.

Сварщикам власть не помощник

Есть среди учебных заведений и ещё одна категория, куда устремляются выпускники школ за получением профессий. Речь идёт о средних специальных учебных заведениях. Регулирует ли государство процесс подготовки рабочих?

- Если в 2001 году нам выделили 19 миллионов тенге, - рассказывает Анатолий БРАГИНЕЦ, директор Костанайской профсоюзной школы областного департамента образования, - то на 2006 уже дали 48 миллионов. Помимо этого, мы получаем трансферты из республиканского бюджета. Например, в позапрошлом году на два с половиной миллиона приобрели станок с оборудованием. Сразу же резко выросло качество подготовки мебельщиков, и они без проблем потом смогут устроиться на работу в мебельные салоны. В следующем году получим восемь с половиной миллионов и приобретём новый автокран. У нас на эту специальность всегда хороший набор.

А вот на сварщика учиться желающих мало. Хотя только в Костанае на эту профессию 1500 вакансий. Причина в том, что оплата труда не соответствует степени вредности этой работы.

- Готовимся приобрести современную электролабораторию, но и на электриков к нам учиться не идут, - сетует Анатолий Брагинец. - По той же причине, что и на сварщиков. Хотя потребность в таких специалистах тоже большая.

Как видим, не всё так просто на рынке труда. Его стихия при любом поведении государства в кадровой политике всё равно будет существенно определять выбор профессии. И тут основную роль, по мнению моих собеседников, играют родители выпускников школ. Они оплачивают учёбу своих чад, помогают им трудоустроиться, и потому «кем быть?» решают чаще всего они.

 

Подпись: Как правило, выпускники школ, выбирая тот или иной вуз, думают о престижности своей будущей профессии, но не знают наверняка, смогут ли устроиться на работу по специальности

Должно ли государство регулировать количество специалистов, выпускаемых учебными заведениями?

Багила БАЙМАГАМБЕТОВА, депутат Мажилиса Парламента РК:

- В послании президента чётко сказано о пересмотре работы вузов, о закрытии многих филиалов. Нужно делать ставку на технические вузы. Нужно больше грантов на технические специальности. У нас даже на металлургических комбинатах не хватает специалистов. Повсюду большая стройка, но катастрофически не хватает строителей. В результате берём специалистов-иностранцев. Некому работать на нефтеперерабатывающих комбинатах. В правительстве есть проект постройки в Атырау или Шымкенте института нефтяников, в обсуждении которого я тоже принимала участие. Планируется, что в скором времени эта задумка будет реализована.

Генрих ШЕК, директор департамента образования Костанайской области:

- Государство уже регулирует в какой-то мере количество специалистов. Существует государственный заказ, который составляется на основе востребованности профессий. Данные берутся в отделе социального обеспечения. По техническим и по сельскохозяйственным профессиям, которых в последнее время не хватало, госзаказ за последние два года увеличился более чем на четверть. Два года тому назад в нашей области было семь профессиональных школ, в этом году, в мае уже открылась четырнадцатая. Открылось много частных колледжей, которые готовят студентов по разным специальностям.

Андрей КОВАЛЬ, заместитель проректора по учебной работе и новым технологиям обучения КГУ:

- На рынке сегодня наблюдается определённый дисбаланс – перегруз по одним специальностям и полное отсутствие других. Поэтому государство несомненно должно регулировать количество специальностей. Методы могут быть разными. Например, запрет по набору на заочную форму обучения по техническим специальностям. Ведь никто не возьмёт на работу хирурга, который прошел заочное обучение, поэтому врачи и не учатся заочно. Почти то же самое сейчас и с техническими специальностями. Никому не нужен электрик-заочник. Кстати, Казахстан по количеству людей с высшим образованием занимает лидирующие позиции, а по экономике – далёк от лидерства. Вот показатель уровня нашего образования.

Марияш КАДРАЛИНОВА, доктор филологических наук, профессор:

- Смотря как регулировать. Многие реформы в образовании до того довели, что в стране не хватает профессионалов по всем специальностям. Просто в техническом направлении картина более ярко выраженная. В своё время у нас закрыли профессиональные технические училища. В Костанае что-то осталось благодаря самоотверженности преподавателей, а не большой заботе государства. Поэтому считаю, что государство должно разумно подходить к образованию. И регулировать процессы осознанно, а не в угоду политическим движениям или ещё чему-то. Кстати, новый законопроект об образовании мне понравился. Он как раз регулирует количество специалистов и балансирует соотношение между гуманитариями и технарями.

Андрей БАТАНОВ, выпускник КГУ:

- Конечно, должно. Когда я поступал в свой вуз - в институт математики и компьютерных технологий - моя будущая специальность программиста ещё не пользовалась таким спросом, как сейчас. Поэтому, к примеру, на юридический факультет поступало 250 человек, а на информатику – всего 100. Сейчас набор программистов примерно такой же, как у юристов, но толку от этого никакого. Поступают абсолютно не разбирающиеся в тонкостях этой профессия люди. Просто программисты перешли в ранг высокооплачиваемой и престижной профессии, и спрос на них связан только с этим. К примеру, нас выпустилось 80 человек. Из них сейчас только 20 работают по специальности. А в Челябинске, где я начинал учиться, из 250-ти выпустилось всего 25. Вот что значит жёсткий контроль над обучением.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КЕМ БЫТЬ?
Давно уже признано, что в Казахстане на рынке труда существует явный перекос по профессиям, полученным в вузах. В стране очень много молодых специалистов в области права, экономики и финансов, но крайне мало технических кадров. Что делает государство, чтобы исправить ситуацию?