На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 29 (225)
20 июля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Зверские дела
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Спецназ  
[an error occurred while processing this directive]

НА САЙТ АКИМУ ИЛИ НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ?

В Казахстане начата реализация государственной программы «Электронное правительство». Она составлена на три года. Цель – свести до минимума бюрократические препятствия в контактах граждан с чиновниками всех уровней государственного управления. Не превратится ли очередная затея властей в пустую формальность?


Надо ли ещё раз вспоминать, сколько возникает проблем при любом обращении в структуры государственной власти? Начиная с очередей, съедающих уйму времени и нервных клеток, и кончая очередной отсылкой в другую инстанцию с большими полномочиями. Правда, иногда можно избавить себя от путешествия по чиновничьим лабиринтам. Но за это «счастье» нужно платить. Причём не в государственную кассу.

А почему не упростить контакты граждан и различных столоначальников применением новых информационных технологий? Зря, что ли, в каждой мало-мальски уважающей себя конторе сегодня стоят компьютеры, а неограниченные коммуникативные возможности Интернета давно уже используются во многих странах именно в названном направлении.


Счастливый случай

Похоже, уже есть и некоторые успехи. Например, руководство ТОО «Костанайтурист» в августе прошлого года решило напрямую обратиться в правительство. Тогда отправили свои вопросы в обычном конверте заказным письмом. А вот ответы на них были «вывешены» на официальном сайте Кабинета министров.

Дело в том, что после принятия закона об акционерных обществах учредители ОАО «Костанайтурист» должны были перерегистрироваться в ТОО. Загвоздка состояла в том, что местные органы ЦПН отказывались бесплатно перерегистрировать недвижимость и землю предприятия. Предприниматели обратились в Астану. Министерство юстиции через 12 дней поместило свой ответ на правительственном сайте: регистрация в ЦПН должна быть бесплатной. Это и стало главным официальным аргументом для предпринимателей в отстаивании своих прав.

12 дней для «электронного правительства», конечно, немалый срок. За это время и обычное письмо успеет дойти, но ведь всё равно, как ни крути - прогресс налицо. Правда, может быть, это тот самый счастливый случай, который бывает один на тысячу? На днях ТОО «Костанайтурист» вновь обратилось в правительство с просьбой разъяснить некоторые моменты в законодательстве, касающиеся специального природопользования. Ответа пока нет, но мы в последующих публикациях проследим, как работает электронная цепочка «предприниматель – правительство».


Опять бороться с неграмотностью

А Кабинет министров тем временем сам подводит некоторые итоги первых месяцев реализации госпрограммы «Электронное правительство». На совещании по этому поводу было отмечено, что с апреля на запущенном в Интернете специальном веб-портале уже реализуется 377 информационных услуг 10-ти государственных органов. Много это или мало? Объективно об этом могут судить только пользователи. Поэтому премьер-министр Даниал Ахметов обратил больше внимания на другие факторы. Например, по его данным, показатель компьютерной грамотности в Казахстане составляет 5% - это 750 000 активного населения. Поэтому в названной программе ставится задача к 2008 году довести этот показатель до 21,3% (3 195 000 человек). Для распространения компьютерной грамотности в регионах планируется организовывать центры обучения граждан и места общественного доступа к сети Интернет.

Не берёмся судить, насколько точны приведенные цифры (не совсем понятна методика подсчёта), но общая ситуация с компьютерной грамотностью действительно плачевная. Причём менее всего владеют компьютером жители сельских районов. А ведь последние и без того имеют ограниченные возможности. Для них всё государство зачастую представлено в лице поселкового акима. Но, может, у сельчан и нет особой нужды обращаться к другим начальникам? Мы решили проверить это в одном из отдалённых от Костаная посёлков.


«Электронные» ходоки

Один из авторов этой публикации выехал в поселок Краснопресненский Мендыкаринского района и спросил у пенсионеров о проблемах, по которым они хотели бы обратиться к власти. Образовалось стихийное собрание примерно из десятка старожилов. Из поднятых ими вопросов мы остановились на двух: регистрации недвижимости и покупке земельных паёв местным ТОО. Почему за приватизированное, купленное или построенное когда-то на свои средства жильё сейчас приходится платить снова – этот вопрос волнует пенсионеров больше всего. Легче тем, кто имеет на руках приватизационные купоны. Но те, кто обменял дом, к примеру, на корову или бычка, – по сельским меркам это нормальный обмен – и при этом документов никаких не оформил, платить сегодня за регистрацию 40 000 тенге не хотят. Шутка ли – за процедуру отдавать приходится больше, чем за саму недвижимость. Да и где на селе взять такую наличность? За подписью восьми человек из инициативной группы вопросы по этой проблеме «ушли» на электронный адрес propaganda_kst@mail.ru в департамент юстиции Костанайской области. Адрес указан на официальном сайте акима области www.kostanay.kz. Воспользовались мы Интернетом в местной школе.

В селе ходят разговоры о скупке местным ТОО «Кулан» земельных наделов. После вступления в силу нашумевшей 170-й статьи Земельного кодекса многие краснопресненцы стали соучредителями ТОО. Однако в прошлом году, утверждают пенсионеры, никаких дивидендов предприятие не выплачивало. Мол, прибыли не было. Теперь по деревне ходят разговоры, что ТОО якобы решило скупить земельные паи.

- Почему, когда землю предлагает государство выкупить, её продают по 50 000 тенге за гектар, а мы должны продавать по 15 000 тенге за 23 гектара? Это же настоящий грабёж! - возмущаются пенсионеры.

Этот вопрос электронной связью был направлен первому руководителю области. Мы воспользовались для этого ссылкой «Вопросы акиму» на указанном выше сайте.

Утром в среду ответов ещё не было. Что, конечно, для чиновников, привыкших отвечать недельки через две, не срок. Но для информационных технологий, если уж их брать на вооружение, другие требуются скорости.

Кстати, когда сайт акима области ещё только набирал силу, году эдак в 2002-м, ответы на вопросы появлялись на удивление быстро. Не то аким с компьютером был «на ты», не то команда двигалась быстрее, но получить виртуальный комментарий на следующий день после того, как вопрос был задан, было не в диковинку.

Между тем деревенские вообще не верят, что могут получить ответ на вопрос, заданный «машине». А чтобы поверить в чудодейственность машинного общения с государственными чиновниками, те, кто знает об их труднодоступности вживую, должны получать хорошо аргументированные, ясные, чёткие и мобильные ответы. Способны ли наши госслужащие это делать? Скорее всего, данная задача будет решаться на следующих этапах внедрения «электронного правительства».


И те, кто понимает…

Вторая смоделированная нами ситуация. Ученица выпускного класса решила узнать, какие у неё возможности после окончания школы продолжить образование за рубежом. Для девчонки компьютерно грамотной и интернет-активной разобраться, что ей нужен сайт Костанайского городского отдела образования, не представляло проблемы. А вот выйти на сайт городского отдела образования Костаная оказалось трудновато. Обычный ввод адреса www.goruo.kostanay.kz ничего не дал. Сначала появилось сообщение о том, что такого сайта вообще не существует, одновременно загрузилась поисковая система, где предлагалось найти сайт по ключевым словам. Ввели «управление образования» (кстати, почему-то не отдел). Только в этом варианте вначале загрузился список ссылок, в числе которых значилась веб-страница республиканского центра подтверждения и присвоения квалификации (РЦППК). На веб-странице РЦППК появилась ссылка на искомый сайт отдела образования Костаная, тоже под названием «управление образования», которая выглядит так: www.qualification.kz/links.php?visuim=3.

Крайне неудобно, особенно если учесть, что сайт отдела образования был одним из самых «живых» и креативных. Именно тут можно было оформить «подписку» на оценки собственного чада из его школы, задать любой вопрос, а то и поучаствовать в местной интернет-конференции.

Кстати, по данным на вечер 19 июля, ответа на свой вопрос, заданный 17 июля, наша школьница так и не получила.

Директор ТОО «Экслибрис» Талгат КУДУБАЕВ уже три года пытается представлять костанайцам информационные услуги, и накопил в этой области некоторые наблюдения:

- Мне кажется, что главная проблема заключается в отсутствии необходимой компьютерной культуры как у госслужащих, так и у других граждан. Мало того, что редко кто может пользоваться новой техникой, но и нет потребности брать информацию из Интернета. Во-первых, это пока дорого, во-вторых, мы даже пробовали предоставить эту услугу бесплатно, ею никто не пользовался. Поэтому я не очень верю, что если даже мы в короткий срок обучим владению компьютером, то программа «Электронное правительство» даст нужный эффект. Кстати, было бы неплохо пользование сайтами государственных структур сделать бесплатным.


Развивать электронные потребности

Сейчас для рассмотрения на ближайшей сессии областного маслихата готовится региональная программа Костанайской области «Электронный акимат». За время существования сайта акимата области на нем зарегистрировано более 6000 посещений. Наиболее востребованные темы: аренда, приватизация, госзакупки. Каждый департамент имеет на сайте свои страницы, но заместитель акима области Альберт РАУ считает, что некоторые из областных структур не размещают наиболее востребованную информацию, и поэтому к ним на сайт очень редко обращаются.

На совещании в акимате по поводу подготовки названной выше программы г-н Рау привёл пример с департаментом сельского хозяйства. Сейчас правительство активно реализует программу поддержки аграриев, но крестьяне, вместо того чтобы получить всю информацию по этому поводу у себя в компьютере, вынуждены ехать за десятки километров в Костанай. 7000 потенциальных пользователей информации этого департамента к его электронным услугам обращались всего… 130 раз.

Судя по информации, которая прозвучала на совещании, уже подготовлена единая транспортная среда, в которой 23 областные организации получают возможность обмениваться документами в электронном виде (оборот которых должен быть увеличен на 25%). Соответственно, все они будут доступны для каждого гражданина. Так повысится прозрачность в работе структур государственного управления. Но кто определит, какие именно документы нужно предоставлять для всеобщего пользования? Это опять же, очевидно, будет следующий этап. Пока же нужно решать технические вопросы.


ФОТО: Как проще достучаться до власти: на сходе или через Интернет? На снимке - пенсионеры поселка Краснопресненский формулируют вопросы для акима области.



Полосу подготовили Евгений Шибаршин, shibarshin@ng.kz, Булат Мустафин, mustafin@ng.kz, Станислав Нам, nam@ng.kz

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

НА САЙТ АКИМУ ИЛИ НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ?
В Казахстане начата реализация государственной программы «Электронное правительство». Она составлена на три года.