На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 28 (224)
13 июля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Операция "Ы"  
[an error occurred while processing this directive]

БУДЕМ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ

По данным управления дорожной полиции, в последнее время количество автомашин на трассах Костанайской области ежегодно увеличивается на 3-4 тысячи. Автомобиль действительно стал не роскошью, а средством передвижения. Но множество новичков, любительски крутящих «баранку», принесли с собой на дороги и новые порядки. Какие? Это мы и попытались выяснить.


Впрочем, автору этих строк выяснять что-то особой необходимости и не было. Достаточно было вспомнить ситуации из собственной водительской биографии. Но для чистоты эксперимента я решил сделать своего рода срез нашей повседневной дорожной жизни – сесть за руль «легковушки» и проехать наугад по любой улице Костаная. А что, собственно, выбирать – рядом улица Карбышева. Она с хорошим дорожным покрытием, можно спокойно смотреть по сторонам, а не уворачиваться от неожиданно появляющихся колдобин.


Думать о других

Время выбрал обеденное, когда на дорогах очень интенсивное движение. Выхожу во двор своего дома, где на стоянке поставил машину. И сразу небольшой «конфуз». На огороженной стоянке технику можно ставить в два ряда, я заехал в первый, дальний, и когда собрался выезжать, оказалось, что второй ряд полностью заполнен, и место для выезда никто не оставил. Пришлось ждать, когда кто-то освободит проезд. Прошло минут 20. Кому предъявлять свои претензии? Я ведь не видел, кто заполнил этот ряд последним. Но почему этот кто-то не подумал о том, что его сосед по стоянке не сможет выехать?

Настроение слегка подпорчено. Выезжаю на Карбышева, и как-то потихоньку раздражение улеглось. После небольшого дождя выглянуло солнышко, мотор тихо поёт свою песню, колеса на стыках – спасибо дорожникам – не стучат, как у железнодорожного вагона, ехать – одно удовольствие. Решаю повернуть влево, на улицу Воинов-Интернационалистов, и метров за двести до перекрёстка перехожу с первой полосы на вторую. Подъезжаю к светофору, включаю левый поворот, и вдруг с левой стороны по встречной полосе на большой скорости меня обгоняет белая «семёрка» и перед моим носом резко тормозит у передней машины, которая ждёт, когда погаснет красный. Наверно, спешит человек. Только зачем пугать окружающих?

Решил поспрашивать о порядках на костанайских дорогах у бывалых людей. А кто лучше водителей автобусов об этом может рассказать?


Нужно воспитывать

Еду на конечную остановку маршрута № 18. В кабине «Икаруса» сидит симпатичный мужчина средних лет. Познакомились. Сергей МЕНЬШИКОВ – бригадир водителей. Возит пассажиров уже 22 года. Начинал в городском автобусном парке, сейчас работает в фирме ТТС.

– Сейчас пропало то уважение водителей друг к другу, которое было раньше, – с горечью говорит он. – Раньше увидят, что на дороге ящик валяется, обязательно остановятся и уберут. Теперь такого нет. Если идёт сплошной поток машин, и кто-то справа хочет выехать со двора на улицу – никто не пропустит. Из «кармана» автобусной остановки надо выехать, включишь левый поворот – никто не притормозит. А ведь у нас график движения нарушается.

Спрашиваю Сергея, не вспоминает ли он в этих случаях поговорку: с волками жить, по-волчьи выть?

– Конечно, многие так и действуют. Особенно, когда вокруг тебя постоянно нарушают правила движения. Например, если кто-то поворачивает влево со второго ряда, то почему я так не могу. Но так делают любители. Профессионалы себе это не позволят. Я при любом повороте обязательно – уже механически – включаю сигнал поворота. Чаще лихачит молодёжь на иномарках. Видать, родители купят им машину, и те не думают, каких она денег стоит.

Но ведь так долго продолжаться не может. Может, стоит ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения, и в результате водители начнут соблюдать заодно и правила дорожной этики?

– Один кнут эффекта не даст, – возражает Меньшиков. – Люди и без того сейчас раздражены: не хватает денег на жизнь, нет постоянной работы. Такие меры могут только обозлить. Тут нужна разъяснительная работа, ещё с детского возраста. Надо рассказывать детям, что такое «плохо».


Есть благородные люди

Возвращаюсь тем же маршрутом в редакцию газеты на улицу Майлина. До Дома печати ехал без особых приключений и даже начал подумывать, что, может быть, зря я эту тему затеял: ну, бывает, дескать, кое-где у нас порой, так что теперь - обязательно сообщать об этом на всю Костанайскую губернию?

Двигаюсь по первому ряду, проезжаю пешеходный светофор у Дома печати и… упираюсь в иномарку. Ее водитель включил аварийную сигнализацию и спокойно прохлаждается под знаком «Стоянка запрещена», ожидаючи своего пассажира, забежавшего «на минутку» в городской налоговый комитет. Выехать во второй ряд мне мешали «сорвавшиеся с цепи» у светофора машины, за мной уже начала выстраиваться колонна, задние вовсю сигналят, проклиная мою нерешительность. А я хочу быть дисциплинированным - прежде, чем перестроиться во второй ряд, пропустить помеху. Наконец, дождавшись, когда красный свет светофора прервёт поток машин, набегающий сзади, выезжаю на вторую полосу и решаю не покидать её до светофора у «кривого» магазина. Подъезжаю к переезду через железную дорогу у хлебозавода, и вдруг маячивший передо мной тёмно-синий «жигулёнок» у самой «железки» подрезает автобус 12-маршрута, пересекает первый ряд и сразу же уходит вправо к гаражам. Мне почему-то сразу же представилось лицо водителя за рулем автобуса. Ведь у него за спиной десятки пассажиров, за которых он отвечает, и не дай бог, если бы шибко прыткий «водила» промелькнувшей у него под носом легковушки, что-то не так рассчитал. Нет, надо об этом писать!

Укрепился я в этой мысли и после ситуации, которая возникла уже при подъезде к редакции газеты. Выезжаю с улицы Дощанова на улицу Майлина. Метров за 80 до пересечения с проспектом Аль-Фараби нужно повернуть внутрь квартала направо. Подъезжаю и не могу въехать во двор. На выезде оттуда уже в два ряда выстроилась колонна автомобилей, которые никак не могут выехать на Майлина. Машины идут сплошным потоком и никто не хочет пропускать бедолаг из проулка. Уже и за мной выстраивается очередь. Вот всё-таки нашелся водитель, который тормознул. Ситуация «рассосалась». К сожалению, ругая всех и вся, я не успеваю заметить номер машины этого благородного человека, чтобы сообщить его читателям. Зато увидел, как впереди, на перекрёстке старенькая иномарка, выезжая с Майлина на Аль-Фараби, не пропустила уже почти перешедшего улицу пешехода, да ещё и обдала его грязной водой.


Кнут и пряник

Первый вопрос, который я задал командиру отдельного батальона дорожной полиции Костанайской области Камиялу НУРМАГАМБЕТОВУ, каких водителей у нас больше: благородных или не очень?

– По нашим наблюдениям, лишь процентов 20 водителей на дорогах внимательны к своим коллегам и пешеходам. Если у кого-то сейчас «выстрелит» колесо и ему понадобится помощь, вы думаете, что кто-то остановится? Раньше такого не было. Я понимаю, что выросла степень риска, но ведь помогать не станут, даже если это случилось днём, на оживленной трассе.

Причин такого поведения подполковник Нурмагамбетов назвал несколько. На двух из них он остановился особо. Мне показалось, что самым больным местом для дорожной полиции стала процветающая безнаказанность нарушителей ПДД. Именно эта категория водителей не соблюдает и этические нормы на дорогах.

– У нас сейчас очень ограничены виды нарушений, за которые мы можем сами наказать. Я понимаю, что сделано это в интересах борьбы с коррупцией, но и порядка на дорогах не стало больше. Даже если машина остановилась под знаком «Стоянка запрещена», мы должны привлечь свидетелей, которые бы подтвердили, что водитель тут стоит дольше разрёшенного правилами времени. Или по всему городу поставить видеосистемы, которые могли бы фиксировать нарушения. Желающих быть свидетелями мало, средств для установки техники пока - тоже. Мне кажется, наше общество ещё не готово, чтобы ограничивать самостоятельность в этом деле дорожной полиции.

Жалеет Камиял Нурмагамбетов и о том, что в автошколах не говорят об этике поведения на дорогах. О вежливости на дорогах, по его мнению, нужно больше вести разговор и в СМИ.

– Недавно я ехал по городу, – рассказывает подполковник. – Подъезжаю к светофору, мне нужно было ехать прямо, я иду во втором ряду, передо мной одна машина. Включается зелёный, он вдруг включает левый поворот и стоит на перекрёстке, пропуская встречные машины. Стою за ним – жду, за мной выстроилась колонна. Когда он повернул, я – за ним. Останавливаю и спрашиваю: почему вы не включили сигнал поворота заранее, как это предписывают правила. Ведь вы не подумали о тех, кто едет за вами и, возможно, спешат. Он пожал плечами, и говорит: «Я не могу пояснить». Что ему скажешь? Хорошо, что хотя бы вежливо со мной разговаривал. А то ведь в последнее время нахамить инспектору дорожной полиции стало чуть ли не правилом. Недавно я был на ночном дежурстве и пришлось с этим столкнуться. Поздно вечером к «Навигатору» на «Мерседесе» подъехали молодые люди и начали сигналить. Мы им сказали, что они мешают отдыхать жителям ближайших домов, в ответ услышали хамские ответы.

Мне, конечно, сложно было представить, как наши граждане оскорбляют людей в полицейской форме, но, видя некоторые сегодняшние нравы, вполне допускаю, что подобное могло произойти.

Потому и ратует подполковник Нурмагамбетов за сочетание неотвратимости наказания за нарушения ПДД с воспитательной работой в учебных заведениях. Потому что, по его наблюдениям, больше всего нарушителей среди молодых людей от 18-ти до 35-ти лет.



Закончил я свои наблюдения и отправился в гараж. Хотелось думать о чём-то другом. О хорошем. И вроде бы даже начало получаться. В машине зазвучала приятная музыка, все вокруг сразу же стали какими-то добрыми, улыбчивыми. Подъезжаю по улице Майлина к улице Дощанова, мне нужно влево, пропускаю машину, которая поворачивает справа на Майлина. Только трогаюсь с места, как неожиданно справа и слева меня обгоняют «Нива» и «Жигули» и, обдав выхлопом, мчатся к перекрёстку у «кривого» магазина. Подъезжаю туда же к светофору, поворачиваю направо на Мауленова, и туда же, впритык к моему левому борту, со второго ряда обходят новенький джип и подержанная «Ауди». Интересно, о чём думали в это время те, кто в них крутил баранку? Навряд ли о безопасности дорожного движения и уважении к другим водителям.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БУДЕМ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ
По данным управления дорожной полиции, в последнее время количество автомашин на трассах Костанайской области ежегодно увеличивается на 3-4 тысячи.