На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 27 (223)
6 июля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Линия судьбы
Неслучайные связи
36,6 С
Абонентский ящик
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Либидо
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Линия судьбы  
[an error occurred while processing this directive]

АМАНЖОЛ АЛПЫСБАЕВ: «К ИСКАМ МОНОПОЛИСТОВ ГОТОВ»

Пожалуй, ни одна тема не вызывает в последнее время столько споров и скандалов, как тема тарифов. В них принимают участие все – от пенсионеров до высших чинов в министерствах. Год назад в Костанайской области появилось управление Агентства РК по регулированию естественных монополий. О своём отношении к тарифному ажиотажу и сенсационным заявлениям, личной жизни и профессиональных планах «НГ» рассказывает начальник управления Аманжол Алпысбаев.



Досье:
Аманжол Алиханович Алпысбаев.
Родился в 1971 году в поселке Родник Амангельдинского района Тургайской области. Школу окончил в Аркалыке, там же поступил в техникум по специальности техник-механик сельского хозяйства. Высшее образование получил заочно в алматинском вузе.
В Костанай приехал в 1995 году, работал на спиртоводочном заводе. Позже уехал в Астану, работал на станции Есиль мастером цеха на спиртоводочном заводе.
В 1999 году стал ведущим специалистом регионального управления в Костанае – Комитета по регулированию производства и оборота алкогольной продукции.
В 2005 году возглавил управление агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области. Женат, воспитывает двух сыновей, 12 и 4 лет, зовут Султан-Али и Алан. Жена - индивидуальный предприниматель.
Увлекается разведением рыбок, дома содержит большой аквариум. По гороскопу – Весы.


«Перекрёсток семи дорог»

- Аманжол Алиханович, как вы попали на госслужбу?

- Работал в Есиле на спиртоводочном заводе. В 1999 году началось государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции с применением СУАП (система учета алкогольной продукции). К нам приехала специалист центрального аппарата для установки этой системы. Она и посоветовала попробовать себя на работе в комитете. Я уже был мастером цеха, имел профильное образование, а там ощущался дефицит технологов. Я пришёл ведущим специалистом в территориальное управление в Костанае. Затем два года работал представителем управления в Петропавловске. В 2002 году вернулся в Костанай уже начальником теруправления. Позже эта структура влилась в областной налоговый комитет.

- Почему вы решили перейти в другую госструктуру?

- Если честно, мне стало неинтересно. А я люблю перемены. Весной 2005 года узнал о вакансии начальника управления Агентства по регулированию естественных монополий в Костанае, отправил резюме. Не скажу, что оно сразу заинтересовало руководство. Но на собеседование меня пригласили. 1 марта 2005 года я возглавил это управление.

- Что показалось самым сложным на новой работе?

- Когда я сюда шел, не подозревал, что эта структура, как в песне – «перекрёсток семи дорог». Здесь переплетаются и социальная сторона, и политика, и экономика. На должность я попал в разгар заявочной кампании по тарифам, и самым сложным было сориентироваться среди людей. Оказалось, что тех, кто пытается проявить себя ненужной шумихой, в Костанае очень много. Но мы быстро сориентировались. Провели публичные слушания, сменили состав экспертного совета, чтобы показать свою открытость. На первых же публичных слушаниях мы позволили себе достаточно рискованный шаг. Заявили, что любой житель области может прийти к нам в управление и посмотреть любой документ тарифной сметы любого монополиста.

- Аппетиты наших монополистов вас не поразили?

- Не столько аппетиты, сколько отношение к самой заявочной кампании. Мы постарались его изменить. Поставили конкретную задачу – полный анализ не только тарифной сметы, но и других документов монополистов. У нас огромная поддержка со стороны агентства, все наши хорошие инициативы поощряются.


Иски сломают систему

- С появлением нового для Костаная управления и с вашим приходом появились первые судебные иски от монополистов…

- Да, пока их было два – от КГП «Костанай-Су» и КГП «КТЭК». Я не уверен, кстати, что их руководители принимали решения о подаче исковых заявлений самостоятельно.

- Считаете, что за этими двумя предприятиями стоят конкретные чиновники, которые не хотят упустить выгоду и подсказывают, как действовать?

- Я не могу этого утверждать, но определённое мнение о каждом из монополистов у меня сложилось давно. В апреле 2005 года, когда вводился мораторий на повышение тарифов, я приглашал к себе всех руководителей. Всё им подробно объяснял, они соглашались, кивали головой. Но на следующий день некоторые из них, в частности и руководители «Костанай-Су», и «КТЭК», меморандум не подписали, ничем это не аргументируя. Создалось впечатление, что люди ушли, с кем-то посоветовались и вернулись с новым решением. О чём можно говорить, если ты не самостоятелен в самых ключевых решениях? Если тебе определяют не только процент заявки, но решают за тебя - подавать в суд или нет? Хотя я отношусь ко всем руководителям с огромным уважением. Возглавлять предприятия, где практически ежедневные аварии, - огромный стресс. Эти люди действительно горят на работе. И если бы эти руководители самостоятельно оценивали ситуацию, то исков бы просто не возникло.

- То есть подобные иски вас не пугают?

- Наоборот, я считаю, что увеличение количества обращений в суд является показателем ломки системы, к которой за много лет привыкли монополисты, к некой непоколебимой стабильности и в плане тарифа. Тариф должен быть истинным. Решения недавних судов показали, что мы действовали не на уровне эмоций, а в рамках нормативных документов. Меня часто пугают, что благодаря моим решениям город либо замерзнет, либо будет плавать в фекалиях… Но ведь не все эти проблемы решаются через тариф. Я читал аудиторское заключение по одному из наших монополистов. Это же экономическая аксиома – резкое увеличение тарифа ведёт к сокращению поступления финансов на предприятие. Ведь потребитель должен резко перестроиться. Сложилось мнение, что наши монополисты постоянно страдают, бедные, в убытках. Но никто никогда не анализировал – откуда пошли эти убытки?

- Вы пытаетесь встать на сторону потребителей и таким образом создать управлению благородный имидж?

- Наша задача – сохранять баланс интересов между потребителем и монополистом. А я сейчас, наоборот, пытаюсь сломать имидж нашего управления. В том плане, что мы можем пожалеть потребителя и успокоить – не переживайте, цена не повысится. Без всякого анализа. Нет, наш имидж – это максимальная прозрачность и анализ ситуации. Управление должно быть лакмусовой бумажкой, которая позволяет увидеть, как ведут себя и монополисты, и все те люди, которые принимают участие в формировании тарифной политики. Поверьте мне, чёткий анализ, экспертиза и разумный подход приносят гораздо больший эффект, чем непрофессиональные крики. Если честно, мы сильно рассчитывали на г-жу Комкову, которая ратовала за прозрачность и требовала от нас нормативных документов. Но на деле получился только шум, выгодный ей.


Спорные статьи

- А что показала проверка тепловиков и водников нашей области?

- Выяснилось, что им трудно следить за тарифной сметой. А это самый главный для них документ. Преимущество проверки перед заявочной кампанией в том, что мы можем посмотреть большее количество документов. Во время заявочной кампании мы смотрим только те документы, которые согласно правилам представляет сам монополист. Результаты проверки показали, что были несоответствия по заявленному и истинному тарифу.

- Почему вообще получается, что пропасть между расчетами монополистов и вашими – просто огромная? К примеру, КТЭК просило повышение тарифа на 50%, вы утверждаете на 26%, при этом аргументированно доказываете, что предприятие сможет жить.

- Проверка идёт по итогам года, а заявка подаётся на будущий год. Самая спорная статья в тарифе – это ремонт. Монополисты с учредителями здесь полностью самостоятельны. Предприятие может запланировать огромное количество ремонтных работ на один год и заложить эти суммы в тариф. Но смогут ли они их сделать? Естественно, мы проверяем, сколько было сделано в прошлом году. Выясняется, что часть ремонта была сделана другими организациями. Отдельные участки – вообще за счет бюджетных средств. Каким образом стоимость этих работ попадает в тариф? По сути, есть несколько статей, за счет которых монополисты пытаются повысить его. Статья «Закупки материального сырья». С КТЭК спорным моментом была как раз цена газа. Тепловики заложили в тариф повышенную цену газа, которая планировалась, но ещё не существовала.

- Меньше ли проблем с теми предприятиями, где учредителями не являются акиматы?

- Намного меньше. Эти компании гораздо самостоятельнее в решениях.


Дефицит преданности

- А вы – самостоятельный руководитель?

- Да, самостоятельный. Иногда получаю нарекания от вышестоящего руководства за то, что не согласовал с ним свои действия и решения.

- Хотите, чтобы сыновья стали госслужащими?

- Старший – да. У него подходящий характер. Младший – нет, он – творческий ребёнок.

- Где любите отдыхать?

- За всю свою трудовую деятельность был в отпуске один раз. Остальные отпуска тратил на учебу. За границей не был. Обычно выезжаю в «Сосновый бор» или отдыхаю с друзьями. У меня есть и свой любимый клуб в Костанае.

- Спортом занимаетесь?

- Более-менее регулярно посещаю один из тренажерных залов, особенно нравится беговая дорожка. Личное достижение последних лет – похудел на 20 килограммов.

- Каких знаний вам не хватает в вашей работе?

- Хотелось бы больше знать, как в западных странах обстоят дела с коммуналкой и тарифами.

- А чего недостаёт в личном плане?

- У меня прекрасная семья, дом, работа. Но последнее время часто испытываю дефицит преданности со стороны окружающих людей.

- Каких высот в карьере хотели бы еще достигнуть?

- Надеюсь, что это не последнее мое место работы. Хочу продвигаться дальше, реализовывать себя в новых областях деятельности. Кстати, была попытка стать журналистом, но не очень получилось. Возможно, всё впереди.

- Как вы думаете, что ожидает вас в работе с монополистами в этом году?

- Я думаю, что любое наше решение, особенно в этом году, будет сопровождаться судебными исками, но мы к этому готовы.




Блиц:

- Какое воспитание вам дали родители?
- Самое главное – научили уважать старших.
- Самая плохая ваша черта?
- Не сразу разбираюсь в людях.
- Самая хорошая?
- Открытость.
- Самое большое разочарование?
- То, что меня не взяли в девятый класс.
- Самая большая удача?
- Моя семья. Ради неё могу пожертвовать карьерой.
- Вы хотели стать руководителем?
- Да. Само слово «мужчина» состоит из двух корней – «муж» и «чин».
- Какая у вас машина?
- «Жигули».
- Алкоголь употребляете?
- Да.
- Курите?
- Только, когда выпиваю или нервничаю.

Ольга ЛИХОГРАЙ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АМАНЖОЛ АЛПЫСБАЕВ: «К ИСКАМ МОНОПОЛИСТОВ ГОТОВ»
Пожалуй, ни одна тема не вызывает в последнее время столько споров и скандалов, как тема тарифов. В них принимают участие все – от пенсионеров до высших чинов в министерствах.