[an error occurred while processing this directive]
СЕБЯ ПОКАЗАТЬ
Если Костанай на самом деле вздумал вернуть себе славу города, где еще 100 лет назад умели выгодно торговать, то ему необходим постоянно действующий выставочный комплекс. В этом мнении сошлись как организаторы, так и участники прошедшей 5-го – 6-го мая «Ярмарки продуктов – 2006».
Начнём сначала
Трудно даже сказать, который раз за последние 10 лет мы принимаемся осваивать этот бизнес как будто с чистого листа. Это при кустанайской-то истории, круто замешенной на биографиях купцов-миллионщиков. Из запомнившихся опытов – хлебные ярмарки начала 21-го века. Тогда прицениться к нашей пшенице, заключить контракты приезжали крупные трейдеры из Москвы, Питера, Прибалтики. У некоторых костанайских зерновиков налаженные в те годы контакты работают до сих пор.
Помнится, была придумана даже эмблема – сурок с набитыми защечными мешками, и уже на открытии второй ярмарки смело говорили о традиционности мероприятия. Поторопились. Ярмарки действовали, пока львиную долю организаторской работы брали на себя областной акимат и департамент сельского хозяйства. С одной стороны – это хорошо, когда государство ведет себя, как деятельный игрок на рынке. Но с другой – это специфический бизнес, который надо осваивать. Мы проявили инициативу, предприниматели должны ее развить, говорил тогдашний директор обсельхоздепартамента Кайрат Бисетаев.
Контакты и контракты
У экспоцентра «Костанай», который действует с марта 2005-го года, с эмблемой тоже все в порядке – что-то звёздное. И ярмарку продовольственную он провёл вторую по счету. Есть надежда, что не последнюю. До этого были три строительные выставки. Следующая, «Автошоу-2006», состоится в июне. Организация отраслевых выставок – так называется бизнес, которым руководит директор экспоцентра Казбек Нурмагамбетов. Их календарный план, рассказывает он, как только завершится разработка собственного сайта, предприниматели смогут найти в Интернете. А пока ориентируются на рекламу в прессе и новости, которые распространяются в режиме «узун-кулак».
По сравнению с началом, считает Нурмагамбетов, его предприятие здорово продвинулось. Главное – растет количество участников и результативность бизнес-контактов. От самых элементарных, когда директор кондитерского цеха прямо на выставке открывает для себя такую полезную организацию, как АСПреДКО, и тут же начинает обсуждать свои проблемы с ее представителем, до знакомств, которые завершаются подписанием взаимовыгодных соглашений.
- У нас есть динамика, - рассказывает Казбек Нурмагамбетов, - если в декабре 2005-го года в подобной выставке участвовало 18 организаций, то сейчас – 25. Чтобы расширить географию, мы поначалу шли на то, что те же карагандинцы, петропавловцы, актюбинцы экспонировались у нас бесплатно. И это дало свои результаты. После первой выставки карагандинцы пришли на костанайский рынок со своим мороженым. И сегодня этот регион снова выставляется. Так же, как и Петропавловск. Насколько я в курсе, тамошний ликёроводочный завод сейчас договаривается о прямых поставках в один из костанайских магазинов, который тоже представлен у нас. По-моему, кроме того, «Уральские пельмени» «встретились» с мукой от ТОО «Сарыбай». А представители фирмы, которая специализируется на реализации и монтаже оборудования для зернопереработки, со второго дня выставки уехали на переговоры с покупателем.
Костанайский Дом печати - для вашей рекламы
В рамках выставки ТОО «Костанайский дом печати» впервые в области использовало новую форму общения с товаропроизводителями. Предприятие организовало семинар «Использование возможностей офсетной печати для продвижения товара к потребителю».
- Тема нашего семинара интересна и необходима для товаропроизводителей - рассказал директор ТОО «КДП» Виктор Шарцев. - Мир вокруг нас меняется, задача подобных семинаров – донести о появляющихся возможностях, угрозах, для того чтобы обеспечить дальнейший рост производства.
Как пояснила присутствующим менеджер-консультант «КДП» Наталья Мальгина, при сегодняшнем обилии предложений самой эффективной рекламой товара становится та, которая воздействует на покупателя прямо в местах продаж. У современной полиграфии в этом смысле масса возможностей: от изготовления красочной упаковки, ценников и этикеток - до календарей, плакатов, буклетов, стиккеров. Качество полиграфического исполнения заказов, естественно, зависит от качества оборудования.
- Сегодня 42% печатных секций в мире, - сообщил директор «КДП» Виктор Шарцев, - это машины немецкой фирмы «Гейдельберг». Наше предприятие изготавливает свою продукцию на оборудовании высочайшего качества от «Гейдельберг».
Образцы этой продукции были тут же продемонстрированы.
Поскольку на выставке присутствовали люди, действительно заинтересованные в продвижении товаров, на семинаре обсуждали очень специальные проблемы, например, преимущества некоторых полиграфических материалов. Почему, например, металлизированная бумага предпочтительнее для пивной этикетки - не размокает.
- Динамика такова, что полиграфическая продукция становится более действенной и эффективной по сравнению с другими формами продвижения товара. Сегодня услуги типографии как никогда нужны товаропроизводителям, - подвел итог семинара Виктор Шарцев.
Пока «без прописки»
На этой выставке экспоцентра впервые была представлена немецкая компания, которая занимается поставками оборудования для мясопереработки. Немцы позвонили сами, изрядно удивив организаторов. Оказалось, сработала реклама: в своё время костанайцы отправили на один из петербургских специализированных порталов «Выставочный мост» заявочные листы и планы. Ими заинтересовались. То есть такие контакты для региона вовсе не выглядят фантастично. Даже напротив – они естественны для нашего мясо-зернового края. Но только при условии, что выставки-ярмарки будут и регулярными.
- А для этого необходим постоянно действующий выставочный комплекс, - считает директор АСПреДКО Пётр Сухинин, - солидные предприниматели порой за год планируют свое участие в ярмарках. Фирма же Нурмагамбетова кочует. Сегодня выставка разместилась в ночном клубе, завтра ещё где-то. А участникам нужны оборудованные места для экспозиции, зал для контрактации, чтобы не обсуждать дела на бегу, небольшая гостиница, наконец. И, на мой взгляд, место такое есть – пустующие, но под крышей площади КСК. Там и подъездные пути имеются. Конечно, необходимы инвестиции. Но если предприниматели заинтересованы в создании выставочного комплекса, – а время для этого явно пришло, – можно было бы им создать специальный, я бы назвал, экспозиционный фонд. Чтобы поднять это дело в складчину. Вопрос, конечно, требует обсуждения, но он явно назрел.
Алия ДЖАМАНКУЛОВА
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]