На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 17 (213)
27 апреля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ЦЕНЫ МОЖНО ОБУЗДАТЬ ТОЛЬКО КОНКУРЕНЦИЕЙ.

Правительство Казахстана приняло постановление «О дополнительных мерах по стабилизации цен на потребительском рынке». Дадут ли действия, запланированные Кабинетом министров, нужный эффект?

Ещё не катастрофа

Рост цен на товары повседневного спроса, который наблюдается в последнее время, для нашей страны явление не новое. По данным управления статистики Костанайской области в нашем регионе индекс цен на конец 2004-го года относительно 2003-го года составил 106,1%. А за 2005-й год он вырос до 106,7%.

Андрей Коваль, заместитель проректора Костанайского госуниверситета, кандидат экономических наук, считает, что рост цен в таких масштабах, как это происходит в Казахстане, нельзя считать катастрофическим. Тем не менее, данное явление люди переживают болезненно. Потому как их надежда на улучшение жизни становится несбыточной.

Так и произошло в Казахстане после 1-го июля прошлого года, когда повысили размер пенсии старикам и заработной платы отдельным категориям работников. Несмотря на то что реальный среднедушевой доход населения в Костанайской области в 2005 году относительно 2004 года составил 110,2% и превышает индекс цен, ситуацию на рынке костанайцы переживают как ухудшение их жизненного уровня. И это притом, что потребление основных продовольственных товаров выросло. Об этом можно судить хотя бы по объёму их производства. Например, хозяйства Костанайской области в 2005 году (по сравнению с 2004-м годом) производство мяса увеличили на 8,7 тыс. тонн, молока – на 28,9 тыс.тонн, яиц – на 16,2 млн. штук. Розничный товарооборот в целом вырос на 5 млрд. 555 млн. 600 тыс. тенге.

Среднестатистическая цифра говорит о многом. Тем не менее, увидеть за ней положение отдельного человека сложно. Даже при росте до 110,2% реального среднедушевого дохода жителей Костанайской области цена мясопродуктов за весь 2005 год подскочила до 114,9%, сахара – до 112,5%, овощей – до 117,2%, фруктов – до 115,1%.

С началом текущего года ситуация стала усугубляться. Инфляция с начала года составила 3,2% (на этот же период прошлого года – 1,9%). Доля роста цен по группам товаров составила: продовольственные – 51%, непродовольственные – 22%, платные услуги – 27%.

Что ждёт конкретного человека, который со своими постоянно растущими потребностями никак не может вписаться в среднестатистические данные? Чем ему поможет государство на верхнем и нижнем уровне власти?


Верхний уровень

Президент страны ставит задачу повышения жизненного уровня населения, на деле же – эффект от подъёма доходов смазывается таким же ростом цен. Обуздать его пока в должной мере не удаётся. В чём причина? Очевидно, что рычагов, которые использовались раньше для сдерживания инфляции, уже недостаточно. Об этом говорит сам факт расширения комплекса мер, которые правительство собирается применить на этот раз. Вместе с ничего не дающими поручениями акиматам «усилить работу по недопущению необоснованного роста цен», а также созданием условий для беспрепятственного прохождения фруктово-овощных караванов из южных республик в Казахстан, в верхних эшелонах власти заговорили о новых моментах. В частности, Нурсултан Назарбаев распорядился принять меры по ограничению расходов бюджета с целью сдерживания инфляции. На следующий день вице-министр финансов РК Аскар Елемесов по этому поводу пояснил:

- Бюджетные расходы влияют в первую очередь не на денежную массу, а на инфляционные ожидания.

Означает ли такая оценка, что поручения, данные президентом Нурсултаном Назарбаевым правительству в Послании 2006-го года, которые предусматривают новые бюджетные расходы, будут пересмотрены? Там ведь заложено и новое увеличение социальных расходов. Ответа на этот вопрос пока нет.

Есть у правительства ещё одна оценочная позиция, которая настораживает. Премьер-министр Даниал Ахметов сообщил, что одним из факторов, подстёгивающих инфляцию, является то, что производительность труда выросла на 7,7%, а реальные доходы за счёт роста зарплаты – на 16,3%. То есть увеличение доходов не покрывается ростом товарной массы, а в условиях свободного ценообразования это ведёт к росту цен. По мнению кандидата экономических наук Андрея Коваля, данный факт не означает, что в Казахстане работники получают незаработанные деньги. Причина в низкой технологичности труда. Производительность растёт медленнее потому, что производство имеет высокую степень ручного труда. Не станут ли в этих условиях ограничивать рост зарплаты?


Нижний уровень

Особый разговор о роли местной власти. Увы, сегодня у акимов небольшой набор экономических инструментов в определении ценовой политики в своём регионе. Потому и тянет их больше к административному воздействию. Нет, напрямую цены никто никому не назначает. Но аким может назвать ценовой потолок в тарифах на коммунальные услуги и на основные продукты питания. Удержание цен от резких скачков принято считать делом государственным, поэтому на каждого производителя товаров и услуг можно «педалировать» призывом к гражданской совести, а порой и к обычному бытовому чувству самосохранения. В результате предприниматель вынужден уменьшать свою прибыль, зачастую отодвигая планы развития собственного бизнеса на неопределённую перспективу.

Есть ещё одно поле деятельности, которое правительство предоставило акимам. Это устранение лишних посредников. Без посредников в рыночной экономике не обойтись. Их расходы и финансовый интерес, конечно же, «сидят» в цене товара, который приходит к потребителю. Но кто будет определять, кому из них присвоить статус «лишнего»? Акимы? Навряд ли. Очевидно, это должен делать сам рынок. Что, кстати, и произошло ещё в конце 90 годов. Однако до сих пор не изжиты предпринимательские структуры, которые делают свой бизнес на торговле правом войти в коммерческие отношения с монополиями. Остро стоит проблема посредников в цепочке сельский производитель – городской потребитель. Решение - в создании заготовительных кооперативов, учредителями которых должны стать сами хозяева сельских подворий. Если сельские акимы наладят разъяснительную (а может, и организационную) работу в этом направлении, то эффект будет куда больший, чем если они станут водить за руку своих односельчан продавать мясо на городских рынках.

Разумеется, во многом уровень инфляции в стране определяют макроэкономические показатели, которыми сегодня занимается правительство. Однако, как считает Андрей Коваль, у нас пока объективный экономический закон соответствия спроса и предложения в достаточной степени не уравновешивается законом свободной конкуренции. Для достижения глубинного эффекта в формировании ценовой политики у местной власти должны появиться финансовые ресурсы для создания в инфраструктуре свободного рынка государственных звеньев - магазинов, базаров. Они бы работали по тем же рыночным законам, но, пользуясь возможностями государства, могли бы составить ценовую конкуренцию частному бизнесу. Имея в руках рычаги по формированию цен в госсекторе, власть могла бы удерживать бизнес от того самого «необоснованного роста цен», по поводу которого правительство сейчас беспокоится. Все остальные меры, конечно, нужны, но они решают лишь сиюминутные задачи.


Подпись: Фруктов и овощей на базаре будет больше. Но станут ли они дешевле?


Что должна сделать власть для сдерживания цен?


Пётр СУХИНИН, директор объединения юридических лиц «Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области:

- Развивать конкурентность малого и среднего бизнеса. Для этого нужно налаживать деловое партнёрство между бизнесом и государственными контролирующими органами. Чтобы они своими проверками не душили зарождающийся бизнес, а помогали его становлению. Тогда меньше будет теневого бизнеса, и цены станут более реальными.


Сансызбай ЖИЕНТАЕВ, профессор кафедры экономики Костанайского госуниверситета, доктор экономических наук:

- Государство при вмешательстве в экономику должно делать это, прежде всего, компетентно. Во всём мире оно регулирует цены разными способами. Но всегда это делается как в интересах развития бизнеса, так и в интересах потребителей товаров и услуг. Тут и взвешенная налоговая политика, а при необходимости и различные льготы.


Юрий ЕЛФИМОВ, индивидуальный предприниматель:

- Нужно убрать посредников. Должна быть стабильность цен на энергоносители. И не только. У меня бизнес связан с деревом, и мне трудно приспособиться к ценам на ввозимое в Казахстан сырьё. Причём цена меняется под самыми неожиданными предлогами. Включая и поборы на таможне. Я бы мог держать цену на свой товар постоянным, если бы имел финансовую возможность закупать крупный опт. К сожалению, наши банки дают кредит на таких условиях, что мне он невыгоден.


Николай ДОРОШОК, начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата г. Костаная:

- Государство может влиять на ценовую политику регулированием цен на энергоносители. Но так как это связано с мировым ценами, то такая возможность есть лишь у правительства. На местном уровне возможна стабилизация цен на некоторые продукты питания. Например, увеличением их количества на местном рынке завозом овощей и фруктов.


Евгений АМАН, депутат Сената Парламента РК:

- Национальному банку РК нужно сдерживать рост массы денег в обращении по причине больших заимствований средств банками второго уровня. Они подхлёстывают инфляцию раздачей кредитов. Нужны изменения в Закон «О госзакупках», чтобы освоение бюджетных денег проходило без посредников. Требует пересмотра и схема контроля за тарифами естественных монополий. Сегодня она состоит из трёх уровней, поэтому государственный контроль здесь неэффективен.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЦЕНЫ МОЖНО ОБУЗДАТЬ ТОЛЬКО КОНКУРЕНЦИЕЙ.
Правительство Казахстана приняло постановление «О дополнительных мерах по стабилизации цен на потребительском рынке». Дадут ли действия, запланированные Кабинетом министров, нужный эффект?