На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 16 (212)
20 апреля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Зверские дела
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Операция "Ы"  
[an error occurred while processing this directive]

ЭТО ГОРЬКОЕ СЛОВО «ПОСЛЕДНИЙ»

Слово «очередь» моментально вызывает ассоциацию с застойными временами, когда талоны были дороже денег, а блат – на вес золота. Оказалось, окунуться во времена 15-летней давности в Костанае легко. Стоит лишь посетить налоговый комитет, территориальное управление охраны окружающей среды, оскомину набивший паспортный стол, поликлиники. Корреспонденты «НГ» решили провести свою операцию по простейшей схеме: отстоять очередь, посчитать потерянное время и постараться понять, стоит ли надеяться на перемены к лучшему.


Станислав НАМ, Руслан ИЛЬЯСОВ, Виталий ХАЛЕВИН, Ольга ЛИХОГРАЙ, ng@ng.kz


Неорганизованные налогоплательщики

В городском налоговом комитете в 10 часов утра не протолкнуться. Хотя, когда приглядишься, оказывается, что толпу создают много мелких очередей в разные кабинеты. «Получать РНН здесь?» - интересуюсь я в хвосте одной. И сразу же начинаю выяснять, во сколько здесь обед, успею ли я попасть в заветную дверь. Меня обнадеживают. Но оттого, что за полчаса очередь сдвигается всего на пару человек, начинаю нервничать. Через час начинаю нервничать громко. Народ ведет себя спокойно и даже встает на сторону налоговиков: «Да они стараются, и это еще не самая большая очередь». «А вы приходите ближе к обеду, - делится секретом шустрая соседка. - Я в прошлый раз без пятнадцати час пришла, вообще никого не было!

Начальник налогового комитета Костаная Светлана Трегубова считает, что «главная причина очередей – сам неорганизованный налогоплательщик.

Действительно, бывает наплыв для получения РНН, СИК, но мы не можем как-то организовать наших жителей для их получения. В один день пришло пять человек, в другой – пятьдесят. Не можем же мы выстроить весь налоговый комитет, чтобы он 50 человекам РНН выдавал!»

Светлана Трегубова рассказала, что с остальными очередями здесь борются при помощи современных технологий. Так, с 2003 года юридическим лицам отчетность можно присылать по электронному адресу, не приходя в налоговый комитет. Нет очередей и у желающих уплатить налоги. Сделать это сегодня можно в любом банке.

- Но потребность в кадрах у нас есть, - признает Трегубова. - На город с 220 000 жителей нас не так уж много. У нас 35 000 костанайцев имеют транспортные средства, 30 000 – земельные участки. Это те, кто приходит раз в год. Остальные – чаще. 10 000 предпринимателей, 5 000 – юридических лиц и т.д. И все это количество - на 174 человека.

«Как в войну за сахаром»

Более 12 000 государственных и частных организаций области раз в квартал должны сдать расчеты платежей за загрязнение окружающей среды. Причем сделать это можно только в Костанае, в областном теруправлении охраны окружающей среды. Как правило, этим занимаются бухгалтеры. В двух кабинетах прием ведут 5 человек: 4 принимают документы от районных предприятий, 1 – от костанайских. Рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается в 6 вечера. Обед с 13-ти до 14-ти. Расчеты по загрязнению надо сдать до 15-го числа, иначе – штраф. В последний день сдачи расчетов за 1 квартал мы насчитали в очереди на 10 утра около 150 человек. Коридор узкий, дышать трудно.

- Я работаю парикмахером, одна, - возмущается частный предприниматель Галина Махонина, - и вместо того чтобы работать, должна выстаивать здесь часами, как за сахаром в войну.

Очередь в кабинет, где принимают районы, делится еще на 4 по количеству специалистов. К каждому больше 20 человек. Бухгалтеру Воскресеновского сельского округа Костанайского района Алене Чуйковой, можно сказать, повезло: она сдала документы с первого раза и даже до обеда.

- Зато в прошлом году, чтобы сдать один из таких отчетов, четыре раза пришлось приезжать, - вспоминает Алена.

- У нас не хватает средств, чтобы посадить специалистов в каждом районе для приема этих отчетов. Мало того, бюджет не позволяет в отдельных районах даже по одному инспектору содержать, - объясняет ситуацию заместитель начальника областного территориального управления охраны окружающей среды Гали Бекентаев. – Мы неоднократно предлагали нашему министерству оставить обязательные отчеты только для промышленных предприятий. Тогда очереди сократились бы раза в 4. Но наши предложения отклика не имеют до сих пор.

В числе причин, провоцирующих очереди, Бекентаев назвал еще две. Во-первых, экстремальные методы работы отдельных бухгалтеров, которые «тянут до последнего». Во-вторых, неумение правильно заполнять бланки. Переделывать приходится, не отходя от специалиста, который тут же в кабинете помогает исправить ошибки.

Пока из реальных способов ликвидации «экологических» очередей самым эффективным оказался предложенный и реализованный предпринимателем Инной Аман из Лисаковска. Для составления отчетов требуется, в частности, справка с полигона твердых бытовых отходов о количестве вывезенного мусора. Аман, чье предприятие хозяйничает на местной свалке, проявила инициативу и включила в единый список около 400 предприятий, которые вывозят мусор на полигон ТОО «Илин». Отчет сдается один за всех. Увы, пример единичный.

«Вы - семьдесят второй»

Скоро мне исполнится 25 лет, когда по закону положено оформлять новое удостоверение личности. Личные нужды совпали с производственной необходимостью.

В 10 часов утра в паспортном столе не продохнуть. Хотя у дверей кабинета, в котором оформляют удостоверения, очередь вроде небольшая. Интересуюсь, за кем я. Ответ ошарашил. Я оказался семьдесят вторым. Девушка-доброволец вписала мою фамилию в список на двойном тетрадном листке, но больше для проформы. Доброжелатели мне растолковали: в паспортном, чтобы обернуться в течение дня, нужно занимать очередь минимум в 7 часов утра. За один день два паспортиста успевают принять не более 50 граждан.

Похожая ситуация и с выдачей домовых книг – толпы у окошек, крики возмущенных людей. Обиднее всего, когда, выстояв огромную очередь, ты выясняешь, что какой-нибудь бланк заполнен неправильно. Например, костанаец Виктор Сладков рассказал, что второй день пытается завести домовую книгу на недавно купленную квартиру. Сделать это не удается, потому что стоять в очереди нет времени. Отлучаться с работы на весь день тоже не получается.

По словам начальника городского управления юстиции Ержана Гайсина, у нынешнего столпотворения в паспортном столе есть несколько причин. Во-первых, сейчас все выпускники школ спешно бросились оформлять удостоверения личности для ЕНТ. И домовые книги очень востребованы - без них сейчас невозможно заключить ни одну сделку с недвижимостью.

Однако даже в обычное время решить проблему с очередями городское управление юстиции не в силах. Штат сотрудников управления состоит всего из 14 человек, на город, по мнению Гайсина, явно недостаточно. Требуется, как минимум, еще 10 человек.

Вопрос об увеличении штата ставится перед руководством постоянно. Однако управление юстиции финансируется из республиканского бюджета, поэтому «выбить» дополнительные единицы непросто. Пока проблему пытаются решить хотя бы частично: с прошлого года паспортный стол работает по субботам до обеда, по средам сотрудники паспортного стола выезжают в поселок Красный Партизан, в исправительные учреждения и на квартиры к инвалидам.

Для поликлиники – норма

Если в трех названных учреждениях руководство хотя бы признает наличие проблемы, то «медицинская общественность» наших претензий поначалу, мягко говоря, не поняла. 2-3 человека, ожидающих приема врача, объяснила главный врач поликлиники №2 Саним Даниярова - норма. Как правило, такие очереди рассасываются в течение часа.

В личной очереди корреспондента «НГ» в той же поликлинике оказалось 12 человек. И даже самый оптимистичный расчет показывал, что раньше, чем через 2 часа, на прием не попасть. Бронхитным кашлем тут никого не разжалобишь. Больничные очереди всегда особо строгие. Всем надо быстро, всем плохо, все раздражены, а врач то и дело отлучается... Всегда по срочной необходимости, но очереди-то он это всякий раз не объясняет. Так что никто никого не пропустит вперед ни за что. В нашей очереди стояла молодая девушка. Ей нужно было всего-навсего взять справку. Куда там – и слушать никто не захотел.

Коротая вынужденный досуг, корреспондент «НГ» вспоминал обязательные рекомендации, которые есть в каждой публикации на медицинские темы: не запускайте, мол, болезнь, ходите на профилактические приемы, чуть что – советуйтесь с врачом. Это кому же в голову придет, пока нигде не закололо-заболело, добровольно в такую очередь внедриться?

Заместитель директора областного департамента здравоохранения Владимир Михайленко считает, что в целом ситуация в поликлиниках нормальная. Больных с экстренных диагнозом врачи принимают вне очереди, остальных распределяют, выдавая талоны. По нормативам, участковый врач за час должен принять пятерых больных.

Правда, согласился Владимир Алескеевич, нехватка кадров действительно осложняет ситуацию. Например, в третьей городской поликлинике хирург должен принимать 30 человек в день. Однако ежедневно к нему на прием приходит человек 50-70 человек. Всех больных он принять не в состоянии. Поэтому люди ждут до победного конца.

 


Итак, то кадров не хватает, то техника подвела, то, в конце концов, налогоплательщик неорганизованный пошел. Признаемся честно, исследуя проблему, мы так и не нашли информации о действительно эффективном способе борьбы с очередями. Практически все присутственные места сегодня неплохо компьютеризированы, но на длину очередей это влияет мало.

Зато мы открыли новый вид бизнеса – стоять в очереди за деньги, продавать места перед заветными окошечками и дверьми. Не ноу-хау, но услуга нынче, когда у людей время в цене, очень востребованная.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЭТО ГОРЬКОЕ СЛОВО «ПОСЛЕДНИЙ»
Слово «очередь» моментально вызывает ассоциацию с застойными временами, когда талоны были дороже денег, а блат – на вес золота. Оказалось, окунуться во времена 15-летней давности в Костанае легко.