[an error occurred while processing this directive]
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ
«По ту сторону» - так мы определили цель очередной редакционной «операции Ы», связанной с празднованием Дня театра. Проникнуть на сцену, за кулисы, в цеха и подсобки, а главное – внедриться в ряды профессионалов и занять там свое место, хоть на самом краю левого фланга, решило сразу несколько корреспондентов «НГ».
С вешалки
Ксения БАРАБАНОВА, гардеробщица
Играя эту роль, я поняла, что театр - в нашем случае русский драматический - начинается не с вешалки, а с заведённого порядка, старой традиции, тайного предощущения праздника. Что с того, что у нас в гардеробе не оставляют крылатки и не колышут перед зеркалом кринолинами, всё равно в театр приходят одетыми не буднично. «Шапочки и шарфы кладём в рукав, шляпы – в пакет»,- инструктировали меня коллеги перед детским спектаклем.
Нина Константиновна Арцер в гардеробе почти 10 лет. В театре, признаётся, оказалась по необходимости: нужны деньги, пенсии не хватает. А вот Юлия Соколова – выпускница филфака, в гардеробе по призванию. Не в том смысле, что её восхищает процесс вешания одежды на крючки. Ей нравится атмосфера, которая царит в фойе до и после спектакля. Юля ещё первокурсницей влюбилась в театр, сейчас она студийка, хотела бы стать актрисой, но работать с куклами. Напарницы мои признают, что их работу увлекательной не назовёшь, но зато она ответственная – ведь они первые, с кем встречается зритель. А иногда, в случае маленьких «аварий» с одеждой, они и помочь могут.
Весна и детские спектакли – самое спокойное время для хранительниц одежды.
- Зимой шуб да дублёнок натаскаешься по 5-7 килограммов за раз, – говорит Нина Константиновна. – А сейчас – никаких проблем.
Если учесть, что большой зал театра рассчитан на 220 мест, а гардеробщице нужно и принять, и отдать одежду, то выходит, что за один спектакль женщины переносят в среднем около полутонны. У меня с непривычки руки болели.
С одеждой, но уже театральной, работают Людмила Дробышева и Татьяна Якупова. Они ее создают, а Татьяна Власова бережно хранит. Якупова, например, в театре 7 лет. Шьёт костюмы для всех спектаклей, большинство приходится делать в сжатые сроки. И после примерки работа швей не заканчивается. Они обязательно присутствуют на генеральной репетиции. И на премьерах – но уже только в качестве зрителей. Помогает актерам одеться, следит, чтобы всё было в порядке по ходу действа, костюмер Татьяна Власова. Именно она, по секрету сказали в театре, перед спектаклем настраивает актеров на добрый лад, а в случае неудачи умеет понимающе молчать.
Сделать из старого лица молодое и наоборот, вырастить на современной физиономии бакенбарды елизаветинской эпохи – всё это умеет Ольга Тимошенко. 32 года назад она пришла в театр костюмером, а потом… «Увлеклась, научили, заставили», - признаётся мастер. Кроме грима, она владеет редчайшей специальностью пастижёра - создает парики, усы, бороды. Тимошенко училась на курсах знаменитого Щербакова в Алматы. Они и сейчас – единственные в стране. А в Союзе было 4 учебных заведения, готовящих сотрудников для театральных цехов. Профессиональными секретами мастер не делится. Если актеры гримируются сами, она обязательно консультирует. Сложный грим выполняет сама.
Актёр - не работа…
Виталий ХАЛЕВИН, так и не состоявшийся Гамлет
Я рвался на сцену. Хоть с «Кушать подано!», хоть вовсе без слов. Не пустили. Не подошел. И сразу почувствовал себя актёром, которому отказано в роли. Обидно. Хотя объяснили мне все убедительно – появление лишней фигуры, даже немой и неподвижной, даже в самом дальнем углу сцены в отстроенном спектакле абсолютно невозможно. Премьера «Правда – хороша, а счастье – лучше» состоялась без моего участия.
Даже закулисье мне обозначили как запретную зону. Отчасти из-за соображений дисциплины, а отчасти – из-за суеверий. Но я всё-таки там побродил, понюхал много раз описанный до меня запах кулис. Там, кстати, немножко пыльно, но я всё равно вдохновился. И пошёл общаться с народом в комнату отдыха – актеры там сидят во время спектакля в ожидании выхода или временно вернувшись со сцены.
Говорили сначала о высоком. О том, что актёрство не работа, но состояние души. А потом - про всякие театральные приметы. Олег Бабанов, например, суеверен, как большинство актёров. Он никогда перед выходом на сцену не повторяет текст.
- Зациклишься на нём, - объяснил, - и выход может не удасться.
Больше всего Олег любит характерные роли. Считает, что они намного ярче и интереснее героических.
Актриса Мария Азарова на нужный лад настраивает себя за неделю до спектакля, а перед самым выходом на сцену звонит любимому.
- Он желает мне удачи. И только после этого я выхожу и играю…
Тамара Боброва считает, что все актёры - немного дети. Хотя тут же сетует, что театру сегодня не хватает молодежи, которая «приносит в эти стены дух озорства и веселья». С блеском в глазах Тамара Федоровна рассказывала, как не чужда актерам конкуренция. Главный приз – роль.
-Даже если она не близка тебе по душе, - признавалась известная актриса, - ты пытаешься разглядеть в ней что-то близкое твоей натуре. Пересиливаешь себя и играешь…
Я запомнил. Примерил роль Гамлета. Понял, что не подходит. Пересилил себя, торжественно произнес «быть или не быть» и смело шагнул за кулисы. За ними полумрак. На сцене суета. Я присел на старенький диван и из-за шторы стал наблюдать, как актеры репетируют поклон. Со стороны смотрелось смешно. Они несколько раз менялись местами, советовались с главным режиссером Александром Лиопой. Потом мне объяснили: в спектакле все должно быть идеально, каждая мелочь нуждается в шлифовке.
В роли дерева
Ярослава БОГАТЫРЁВА, игравшая в куклы
Таинства работы в театре кукол мне объяснял его главный режиссер Геннадий Иванов. Предупредил, что кукольные спектакли - не только для детей, в репертуаре, например, есть «Божественная комедия», ориентированная на взрослых. Спектакли здорово различаются и по технике игры: есть представления, когда актёры прячутся за ширмой, а есть так называемые «чёрные кабинеты», когда актёры надевают чёрные костюмы и управляют ростовыми куклами на сцене.
После консультации я стала отчаянно сомневаться в своих силах. Моим боевым крещением стала репетиция. Прошла я его, можно сказать, с достоинством, вот только потом неимоверно болели мышцы рук и отнимался мизинец, а спина, казалось, уже никогда не согнётся. Играли за ширмой, рука всё время в поднятом положении, а ещё надо кукольной головой крутить, рот открывать, между декорациями маневрировать. А так как я не обладаю ростом исполина, то ещё и на цыпочках простояла. Короче, тренировка нужна, и ещё какая. Кукольники друг друга выручают: если сильно заболит спина, они поддерживают коллегу, а в перерывах между появлениями на «сцене» часто массируют друг другу руки, так как немеют пальцы.
Вживаться в роль трудно. Вы были когда-нибудь по ту сторону баррикад? Я – да. И видела, как каждый актер за ширмой смеётся и плачет со своим персонажем, не забывая при этом шёпотом пошутить над коллегой или на ходу придумать новую реплику.
Кстати, экспромт в кукольных представлениях встречается часто. Геннадий Евгеньевич объяснил:
- В драме актёры реагируют на реплики, как на призыв к выходу на сцену или же поворот в чью-либо сторону. За ширмой все проще – если кто-то забыл слова, ему подскажут, появилась новая идея - поддержат.
Во время моего покорения кукольных подмостков актеры экспромтом переделывали несколько сцен, при этом тихо хихикая. В зале, естественно, этого никто не заметил.
Конечно, претендовать на главную роль я не могла, но и свой вклад в спектакль внесла: когда падало дерево, я создавала шум ломающейся древесины. Объясню: в кукольном театре важны спецэффекты; для создания различных звуков придумывают бутафорское оборудование. Я держала в руках сооружение, напоминающее игрушечную мельницу, вертела колесо и создавала шум. Банально, но факт, моя первая роль – роль дерева в спектакле «Заколдованная фея».
Мне удалось попасть и в святая святых – бутафорский цех, и в комнату, где хранятся куклы. Самым старым – по 20 лет. Они герои первого костанайского кукольного спектакля «Машенька», который игрался перед Новым 1986-м годом. Самые маленькие куклы, их называют планшетными, достигают 30 см, а самые большие, ростовые, – около полутора метров.
В цехе по изготовлению кукол мне объяснили, что на создание новой уходит около двух месяцев. И это немного. Работают по эскизам. Изготавливают голову из пластилина, готовят гипсовую форму, делают папье-маше, покрывают после высыхания левкасом (специальным раствором, исполняющим роль штукатурки), обрабатывают наждачной бумагой, а потом куклу одевают, «делают» ей лицо и дают имя. Ещё кукол мастерят из поролона. Кстати, в цехе и мне работа нашлась – я делала яблоко для спектакля.
Похоже, мир кукольников существует сам по себе: здесь свои шутки, свои правила. Думаю, мне повезло ненадолго окунуться в сказку и мир детских улыбок.
А вот и звонок - нехитрое устройство тайного сговора со зрителями. Пора в зал. Гаснет свет- представление начинается.
Досье «НГ»
Костанайский областной театр драмы и кукол - один из старейших в Казахстане. По архивным данным, на месте театра когда-то располагался частный кинотеатр «Фурор». В 1922-м году был поставлен первый спектакль. В 20-30-е годы на сцене шли пьесы Шекспира, Шиллера, Островского, Гоголя, Чехова. Сегодня творческий коллектив состоит из 30-ти человек, из них 23 – артисты драмы и 7 – кукольная труппа. В репертуаре - более 30-ти спектаклей для взрослых и детей.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]