На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 13 (209)
30 марта 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  
[an error occurred while processing this directive]

«ЩЁЛКА» ДЛЯ МСУ

Пётр СВОИК, Алматы, специально для «НГ»


Ну, вот и состоялось первое заседание президентской Госкомиссии по демократизации. Без участия оппозиции и даже без «Асара» и Партии патриотов. Впрочем, мы сейчас не об этом. А о том, что если взять все вопросы, которые сам президент (в прошлогоднем Послании народу) внёс в повестку комиссии, то единственное действительно новое там – это создание местного самоуправления (МСУ). Поскольку его в Казахстане попросту нет. Несмотря на принятую ещё десять лет назад Конституцию, которая такое самоуправление предусматривает. И вот какие строчки на этот счёт записаны в президентском Послании:

«Мы сделали определённые шаги в направлении децентрализации системы исполнительной власти, создали условия для введения выборности акимов. Одновременно правительству необходимо разработать и внести на рассмотрение Парламента проекты законов, завершающие процесс разграничения полномочий между уровнями государственного управления, определяющие систему местного самоуправления в РК. Кроме того, правительству следует разработать Государственную программу поддержки развития местного самоуправления, и только после этого можно будет окончательно внедрять местное самоуправление в нашей стране».

Госпрограмма поддержки и развития того, чего ныне нет вовсе, - это хорошо, но вот какая «маленькая» трудность неизбежно возникает при этом: искомое МСУ попросту некуда … «всунуть». Ведь время после принятия Конституции-95 прошло не зря и все функции власти на места… разобраны. Сейчас, ввиду отсутствия других органов управления на местах, кроме государственных, между ними расписаны все функции управления - как государственного, так и местного. Это при том, что многие реальные местные нужды оказались вне государственной регламентации, а наделение нижних уровней госуправления ресурсами и полномочиями на практике явно недостаточно. Что не отменяет состоявшийся факт: «щелки» для местного самоуправления нет!

Поэтому у Госкомиссии по демократизации всего два варианта. Первый - отдать местному самоуправлению только то, что сейчас вообще не решают акимы, за что они не берутся или что с удовольствием «спихнут» с себя. Но тогда всего лишь в седьмой раз повторится то, что уже шесть раз происходило в 1996-1999 годах: правительство разрабатывало законопроекты о местном самоуправлении по «остаточному» принципу, вносило в Мажилис, а тот их возвращал обратно либо правительство само отзывало.

Другим концептуальным недостатком всех предыдущих законопроектов было отсутствие принципиального решения о системе финансирования местных бюджетов. Предполагалось, что бюджеты МСУ должны формироваться лишь за счёт их собственной хозяйственной деятельности, неких местных налогов и сборов, а также дотаций из «вышестоящих» бюджетов. Причём порядок таких дотаций не регламентировался. А такое «самоуправление» обязательно захлебнётся ещё на бумажной стадии, либо выродится в мало дееспособные и практически ненужные искусственные придатки при тех же акимах. Поскольку:

- градация городов на «второстепенные», годные лишь для самоуправления, и на областные-столичные, «достойные» государственного управления, дискриминационна и разрывает единую логику управления на местах в унитарном государстве;

- в любом самом малом населённом пункте среди массы местных вопросов присутствуют и вопросы государственного управления, требующие соответствующего государственного представительства;

- в любом самом большом городе, кроме вопросов государственного управления, наличествует и масса местных проблем, совокупная для всего данного мегаполиса и требующая решения через соответствующий совокупный орган местного самоуправления.

На этом месте нам пора сказать о том самом втором варианте: создание действительно нужного стране и самодостаточного местного самоуправления. Но в три строчки здесь не уложишься, оставим на следующий раз…

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

«ЩЁЛКА» ДЛЯ МСУ
Ну, вот и состоялось первое заседание президентской Госкомиссии по демократизации. Без участия оппозиции и даже без «Асара» и Партии патриотов. Впрочем, мы сейчас не об этом.

ДЛЯ КОГО, ДЛЯ ЧЕГО?
Накануне вечером позвонил товарищ: «Завтра встреча Кулагина с населением. Идёшь?» Ну какой же нормальный человек откажется от возможности напрямую пообщаться с руководством области?

СИЖУ НА ПОЛУСТАНОЧКЕ...
Совсем недавно отшумели, отгромыхали рекордами и овациями по чемпионам зимние Олимпийские игры в итальянском городе Турине. Весь мир с трепетом внимал происходящему, болел за своих, гордился рекордами и огорчался поражениям.