На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 12 (208)
23 марта 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ЗАКОЛДОБИЛО

Тема ремонта дорог избита, как сами дороги. Что не мешает каждой весне, обнажая весь ужас наших трасс, превращать её в самую актуальную. На этот раз «НГ» решила самостоятельно провести «акт дефектовки» и проверить, что стало с дорогами, отремонтированными в 2005-м году.

Не прошло и года…

Акимат выявлять дефекты, допущенные при ремонте дорог прошлогодними подрядчиками, собирается только 1-го апреля. Об этом «НГ» сообщил начальник управления коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная Валерий Солодов. До той поры водители успеют ещё больше раздолбать все ямы и кочки, попутно занимаясь на свои кровные ремонтом машин. Новый тендер на ямочный ремонт состоялся 17-го марта. Было «разыграно» 75 млн. тенге. Результаты будут известны через несколько дней.

«НГ уже выяснила, что организации, принимавшие участие в конкурсе, те же, что и в прошлом году. Напомним, что тогда ямочным ремонтом центральной части города занималось ТОО «Ван». У ТОО «Шебер» был северный район (Узкая колея, п. Киевский, район клуба «Строитель»). У ТОО «АБЗ+» - южный район (КЖБИ, микрорайоны). ТОО «Таза жол» брало на себя западный район (Военный городок, ул. Карбышева, тубдиспансер) и восточный район (КСК).

В пределах этих же районов делался средний ремонт: на улицах Карбышева и Воинов - Интернационалистов. Капитальный – на улицах Тарана, а также Гагарина-Баймагамбетова. Реконструкция коснулась улиц Воинов- Интернационалистов, Абая и Карбышева. Нетрудно вспомнить, как долго это продолжалось, и сколько неудобств принесло жителям полное перекрытие центра прошлым летом.

Исколесив все улицы, отремонтированные год назад, корреспонденты «НГ» убедились, что без ям и трещин нет практически ни одной. На пересечении улиц Бородина-Тарана осели колодцы, перекрёсток Гагарина-Баймагамбетова весь разбит, просел асфальт и на кольце по Карбышева. Наблюдательные водители уверяют, что не прошло и двух недель после отъезда президента страны, как кольцо стало никудышным. Участок улицы Баймагамбетова как раз рядом с ТОО «Таза жол» водители называют «самым убитым». Испытано на себе – яма на яме.

Автомобилисты со стажем из костанайских улиц называют всего три, которые можно отнести к категории относительно хороших – проспект Абая, улицы Карбышева и Тарана. Неплоха Каирбекова, с учётом того, что последний раз капитально к ней прикасались строители советской поры. По крайней мере, она лучше многих, отремонтированных год назад.

Гарантия на дефекты?

Сами подрядчики к тому, что дороги сначала некачественно ремонтируются, а потом переделываются ими за свой счет, относятся как к норме. Главный инженер ТОО «Таза жол» Раиса Ланг признала, что им и в прошлом году пришлось заниматься переделками. Причина дефектов, по её мнению, в плохом качестве асфальта, которое не соответствовало ГОСТам.

- Дорожное полотно состоит из несколько слоёв, - объяснила она. - Сначала кладётся песок, потом щебень, всё это проливается битумом. Затем идёт первый слой асфальта, снова битум и – второй слой асфальта. От его качества многое зависит.

Главный инженер ТОО «АБЗ+» Александр Титов сообщил, что их фирма переделками не занималась. Но вопросы «НГ» его явно возмутили.

- Мы ведь даём гарантию на ямы. Если они появляются, то мы их засыпаем за свой счёт. Какие могут быть к нам претензии?

К такому же странному, на наш взгляд, заключению сводилась и вся суть разговоров с другими подрядчиками и чиновниками. И ситуация складывалась как в анекдоте: «Год назад ремонтировал, за свой счёт переделывал, в прошлом году – ремонтировал, опять сам переделывал… В этом году опять в тендере поучаствую». Сложилось ощущение, что строителям совсем не в тягость каждый год доделывать недоделанное. Вкладывая бюджетные деньги в ремонт значительного участка дороги, они почти наверняка знают, что плохое качество всегда можно объяснить недостатком средств. А засыпать потом ямы или переделать отдельный участок трассы за свой счёт, видимо, не так уж для них разорительно. Недаром каждый год в тендерах фигурируют одни и те же фирмы.

Вопрос в другом – почему вообще сложилось так, что строители не могут или не хотят делать дороги качественными с первого раза? Каратай Кундыбаев, начальник отдела ГУ «Архстройконтроль», предприятия, которое контролирует качество ремонта дорог, называет «субъективные и объективные причины».

- Главная причина - некачественный битум, - говорит Кундыбаев. – В состав асфальтового дорожного покрытия входит битум различных марок. Его завозят из России. У нас нет лаборатории, которая определяет качество битума. А плохое качество битума влияет на связывание материалов. Мы контролируем технологию ремонтных работ, но не можем стоять над строителями целыми днями. К примеру, по свежему асфальту каток должен проехать не менее 12-ти раз. Возможно, строители, экономя время и рабочую силу, прокатят 3-4 раза и всё, и коэффициент уплотнения будет ниже.

Проблемой битума, уверяет Каратай Кундыбаев, сейчас озадачены все, но выход пока не найден. Кстати, по его же словам, лаборатории по определению качества этого материала в нашей области не было никогда. Вопрос: чего ж дороги были заметно лучше?

В масштабах страны

Дороги республиканского значения болеют теми же болезнями. Большой участок на трассе, ведущей из Костаная в Карабалыкский район, капитально ремонтировался в прошлом году. Сейчас ближе к Фёдоровке машину подбрасывает весьма ощутимо. Места стыков между участками, видимо, плохо сглажены.

Свежие ямы на новеньких дорогах заместитель председателя правления ТОО «Костанайжолдары» Владимир Блохин к недостаткам работы собственного предприятия не относит. Считает, что причина быстрого «выхода из строя» только что отремонтированной дороги - в низком качестве материала:

- Раньше мы работали напрямую с заводом, - объясняет Блохин, - и он нёс ответственность за качество битума, который поставлял. Битум изготавливался только одним заводом во всём Союзе. При этом технология была отработана конкретно для одного сорта нефти. Сегодня битум выпускают несколько российских предприятий, но используют при этом разную нефть. То есть вся продукция выдерживает требования ГОСТов и СНиПов. Но по содержанию, по технологии изготовления нынешние материалы сильно отличаются от тех, что производили десятки лет назад. Кстати, о проблеме качества битума говорят и российские коллеги. Есть дороги, которые капитально ремонтировали десятки лет назад, и они до сих пор в лучшем состоянии, нежели некоторые из тех, которые мы сейчас ремонтируем. Причём, я работал и в то время, и сейчас. Ничего не изменилось: ни технология работ, ни требования, да и люди в большинстве своем работают те же. Всё дело – в качестве материалов и их изготовлении.

Решение проблемы специалист видит в пересмотре ГОСТов и СНиПов.

Валить всё на плохой битум оно, конечно, можно. Но здесь чиновники и строители противоречат сами себе. Как тогда объяснить хорошее качество тех немногих дорог, которые справедливо отмечают опытные водители? И подрядчики были одни и те же. Да и Валерий Солодов признает, что в прошлом году процент дефектовки был небольшим. Может, стоит ввести новое правило: сделал плохую трассу – не участвуешь в тендере. Тогда, глядишь, и охотников за бюджетными деньгами поубавится, и качество дорог повысится…

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Булат МУСТАФИН, mustafin@ng.kz

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЗАКОЛДОБИЛО
Тема ремонта дорог избита, как сами дороги. Что не мешает каждой весне, обнажая весь ужас наших трасс, превращать её в самую актуальную.

ОПРОС
Кому выгодна ежегодная переделка дорог?