[an error occurred while processing this directive]
МОЯ ИДЕЯ – МОЕ ПРАВО, ИЛИ ВЫГОДНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧУЖОЕ ИМЯ?
Интеллектуальную собственность – владельцу! В конце прошлой недели предприниматели и чиновники созвали круглый стол на тему «Интеллектуальная собственность в РК. Проблемы и их решение». На нём обсуждались вопросы соблюдения авторских прав. Выводы неутешительные...
Словесная экзотика
Термины «авторские права» и «интеллектуальная собственность» до некоторых пор в Казахстане воспринимались только как слова из лексикона избалованного западного человека. Только в последние годы судебные разбирательства по поводу нарушений авторских прав стали более-менее привычными, равно как и проверки правоохранительных органов по этому поводу. В новом деле немедленно возникли вопросы, перед которыми пасуют не только правообладатели, но и государственные органы, призванные авторские права блюсти.
Вот только один пример. Решило руководство одного из костанайских вузов зарегистрировать свое авторское право на придуманный им слоган. Ан, нет! Термина «слоган» в казахстанском перечне произведений, подлежащих регистрации, нет, поэтому Комитет по интеллектуальной собственности руководству института отказал.
Ещё пример. Года три назад правительством был задуман и утверждён «Таможенный реестр интеллектуальной собственности». Его создание объяснили тем, что без ведома правообладателя никакая торговая марка за пределы страны не должна выезжать. То есть, если предприятие по производству колбас входит в этот реестр, то ни одна сосиска под торговой маркой этой фирмы через границу незамеченной для правообладателя этой торговой марки не пройдёт. Или будет пропущена, но только с уплатой «дивидендов» хозяину. Уже третий год этот самый реестр существует. Но пока ни одно предприятие Костанайской области в этот самый реестр не вошло. Как предприниматели, так и чиновники обоюдно признали свою недоработку в этом вопросе.
Шесть вопросов наверх
Некоторые замечания были высказаны предпринимателями в адрес госорганов. В частности по срокам регистрации права интеллектуальной собственности. Вместо положенных по закону 14-ти месяцев, она часто длится у нас до полугода
Есть проблемы и со льготами для изобретателей.
- Если раньше, - говорит председатель Костанайской областной Торгово-промышленной палаты Валентина Трибушная, - для изобретателей были какие-то налоговые послабления на время, пока новое изобретение внедряется в производство, то сегодня этого нет. А вообще, состояние дел с соблюдением авторских и смежных прав я оцениваю на слабую троечку.
Кстати, вопрос о налоговых льготах – в числе шести, направленных участниками круглого стола в Минюст и правительство. Кроме него в документе - упомянутые выше нарушения сроков регистрации, порядок оплаты регистрации, уточнение и расширение перечня произведений, подлежащих регистрации, вопрос доступности информации о правообладателях товарных знаков и ужесточение мер за нарушения закона по интеллектуальной собственности.
Посеяли контрафакты?
В апреле прошлого года директор костанайского научно-производственного предприятия ТОО «Инвент-плюс» Владимир Семейкин узнал, что на юге страны в продажу поступили семена овощей, упакованные в пакетики с товарным знаком, очень напоминающим знак его предприятия.
Пакетики нашли, сравнили с фирменными и убедились: тот же текст, те же фотографии, тот же торговый знак, только на месте наименования и реквизитов предприятия-производителя пустое место. Как отстоять авторское право на текст, фотографию и дизайн - предприниматель пока думать не стал. Говорит, всё, что наработала фирма, пусть и результат кропотливого труда сотрудников, но соответствующим образом не зарегистрированный. А вот о незаконном использовании предприимчивой гражданкой Киргизской Республики торгового знака Владимир Семейкин сообщил в департамент юстиции южной столицы. Но до сего дня ответа так и не получил.
- Я думал вначале, - рассказывает Семейкин, - что они хотят переждать. Ведь после того, как была замечена продукция, подделанная под нашу, прошёл месяц, и продажа семян практически прекратилась. Однако и к концу года никаких действий не последовало. А совсем недавно на юге страны опять появились подделки, но теперь уже без нашего товарного знака. Хотя всё остальное точь-в-точь взято с наших упаковок.
По подсчётам Семейкина, прибыль тех, кто продаёт семена под маркой его предприятия, намного превосходит прибыль самого производителя. Экономия начинается уже с самой упаковки. Бумага для упаковки используется менее качественная, а значит намного дешевле. Плюс к этому правообладатель для создания своей упаковки задействовал переводчиков, дизайнеров, фотографов, а предпринимателю из Киргизии пришлось потратиться только на копирование. И то не всегда качественное.
Это же касается и самого содержимого. Самое обидное, что содержимое пакетиков по качеству не идёт ни в какое сравнение с содержимым оригиналов. Семейкин специально проверил. Интересно было.
- Дело в том, что раньше юг Казахстана был «семенным огородом» Советского Союза, – рассказывает он. - Традиции и теперь все сохранились, но нет централизованного советского закупа каких-то новых семян. Все семена производят там же на юге или завозят из Китая. Если говорить о качестве, то только 15-20% семян, произведённых в Китае, заслуживают внимания.
- Я давно занимаюсь семенами, - говорит Семейкин, - и точно могу сказать, что больше половины семян, реализуемых в Казахстане, – поддельные. Приходится самому в интересах своего бизнеса выявлять такие вот факты, в то время как государственный орган, призванный за этим следить, даже не удосужился ответить. Теперь, наверное, на следующей неделе мне снова придется выезжать в Астану, чтобы решить этот вопрос.
Кстати, один из участников круглого стола не то в шутку, не то всерьёз предложил Семейкину, дабы предотвратить факты подделки, менять дизайн. Видимо забыл, что торговый знак для того и разрабатывается, чтобы быть ярким, запоминающимся для потребителя и постоянным для фирмы-производителя.
Булат МУСТАФИН
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]