На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 10 (206)
9 марта 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Линия судьбы
36,6 С
ПМЖ
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Зверские дела
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Наш бизнес  
[an error occurred while processing this directive]

ГЛУХОЙ ТРАНЗИТ

 

Дальнобойщики предпочитают помалкивать о проблемах, связанных с пересечением границ

В машину – с дневником

Какие препоны существуют на пути прохождения грузов через нашу страну? Сколько официальных и неофициальных платежей приходится делать перевозчикам? А в общем - насколько эффективно работают транспортные коридоры в Центральной Азии и Казахстане в частности? Поиск ответов на эти вопросы - часть проекта содействия развитию торговли и транспорта в названном регионе. Реализует его Всемирный банк реконструкции и развития по инициативе правительств стран Азии, а также крупных торговых компаний. Исследования проходили и на территории Костанайской области.

Проблему начали изучать изнутри. Практика уже опробованная – несколько лет назад Всемирный банк проводил подобные исследования в Юго-Восточной Европе. Для исследований в нашей стране совместно с Форумом предпринимателей Казахстана решено было использовать одновременно две методики: анонимное анкетирование непосредственно на пунктах перехода границы, а также заполнение путевых дневников. Их вручают водителям на одной границе, просят заполнить и на другой границе бесценные документы собирают. В дневниках: дата и время отправления, тип и причина остановки, сумма официального и неофициального платежа, описание и условия трассы, а также отметки о погодных условиях. Коридор, который пролегал через нашу область, был длиной более 2000 км, начинался на таможенном переходе «Ак-Жок» (Кыргызская Республика) - «Кордай» (Казахстан). Потом машины следовали по маршруту Алматы - Караганда, постепенно разъезжаясь по регионам.

Низкий процент

Подъезжаем к таможенному посту «Кайрак». Здесь дежурят трое волонтёров проекта - студентки костанайских вузов, привлечённые Ассоциацией содействия предпринимательской деятельности Костанайской области (АСПреДКо). Эта ассоциация взялась координировать исследования в нашей области. Перед шлагбаумом несколько «КамАЗов» и автовоз - машина для перевозки легковушек.

- Мы уже три дня здесь, - рассказывает руководитель группы мониторинга Урынтай Бадыров, - и если честно, вынуждены признаться: водители неохотно идут на контакт. По нашим подсчётам, только 10-15% из тех, к кому мы обращаемся, отвечают на вопросы анонимной анкеты. Кстати, те, кто всё-таки отвечают, нареканий на работу казахстанских таможенников и пограничников ещё не высказывали. Водители говорят, что остановки в основном происходят, если какие-то документы не в порядке. Больше жалоб на поборы россиян. Вот, к примеру, ответ водителя фуры, груженной ксероксной бумагой. По его данным, «на российской таможне необходимо мимо кассы заплатить как минимум 100-200 рублей».

Ночной провоз

Хотя, как признается Бадыров, большая часть машин проходит границу ночью, в то время когда волонтёры не работают. Увы. Это наверняка скажется на корректности исследований. К примеру, только в ночь со 2-го на 3-е марта прошло 76 грузовиков. По грубым подсчётам, количество дневного и ночного грузового транспорта находится в соотношении примерно 1:8. По словам водителей, есть немало причин, по которым пересекать границу, да и вообще ехать по маршруту ночью легче, чем днём.

- Движения на трассе меньше, дорожная полиция практически не зарабатывает на нас, да и начальства на пунктах пропуска меньше. Если что - договориться можно, - рассказывает петербуржец Игорь, водитель ждущего своей очереди «КамАЗа», - хотя больше поборов на трассе через Петропавловск. Здесь, насколько я знаю, не так сильно «берут». Но там дорога лучше, поэтому многие едут через Петропавловск. А вообще ваши таможенники еще нормальные. Вот, к примеру, хотел проехать год назад через «Кайрак», пустой. Яблоки нужно было из Алматы в Москву перевезти. У меня деревянные решётки в фуре, для того чтобы товар обдувало из специальных камер. Так вот, меня российские таможенники остановили и стали настаивать на том, чтобы я эти решётки в качестве пиломатериала зарегистрировал. Как это называется? То есть, они хотели отметить, что я якобы был гружёный. Я не согласился, созвонился с заказчиком. Поставку вообще отменили. А для меня каждый такой рейс – заработок, на который я кормлю семью.

По словам Бадырова, в основном в Россию большегрузные машины идут пустыми. Причем очень много автовозов. Они в течение буквально 4-х – 5-ти дней возвращаются, доставляя к нам «бэушные» иномарки. Далее по популярности идут косметика и посуда. С нашей стороны довольно активно вывозятся костанайские обои, машины с которыми направляются в самые дальние уголки России.

Дневников не обнаружено

За пять дней работы волонтеров в Казахстан с российской стороны въехало в общей сложности более восьми десятков груженых автомобилей. В основном товары прибывали из самой России, Латвии, Литвы и Германии. А вот с юга, с казахстанско-киргизской границы, где было роздано 5 дневников, ни один до «Кайрака» не доехал. Либо - в лучшем случае - они убыли в Петропавловск, куда «дорога лучше», либо никто их просто-напросто не взялся заполнять. Участники проекта не уставали отмечать - несмотря на анонимность, водители очень опасаются, что их деятельность по «рассекречиванию» нюансов путешествия через границы создаст им «ещё большие проблемы на дорогах». Тем не менее, проведённая работа по сбору информации - только начальная часть большого проекта. Те данные, которые удалось собрать, будут направлены в центр для обработки.

Внимание! Если вам, господа дальнобойщики, по какой-либо причине не удалось всказать волонтерам проекта свое мнение о проблемах пересечения границ, вы можете сделать это в течение 10 дней с момента выхода номера. Свяжитесь с редакцией «НГ» по номеру 53-69-95 или с АСПреДКо – тел. 54-94-48.

Ергали КЕНЖЕБЕКОВ, kengebekov@ng.kz

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ГЛУХОЙ ТРАНЗИТ
Дальнобойщики предпочитают помалкивать о проблемах, связанных с пересечением границ

ПИМЫ КАТАТЬ – НЕ ДУРАКА ВАЛЯТЬ
Производство валенок относится к легкой промышленности, но работа эта тяжелая. О чем аулиекольские пимокаты знают не понаслышке. Производство мало отличается от того, что было освоено в Семиозерке 70 лет назад. Оборудование здесь еще с советских времен осталось.

«ЗВЁЗДНОСТЬЮ» НЕ СТРАДАЮТ.
В Костанайской области начали сертифицировать гостиничные услуги.

ДВИЖЕНИЕ К КОМПРОМИССУ?
Как сообщили «НГ» в Ассоциации содействия предпринимательской деятельности по Костанайской области (АСПреДКо), они продолжают работать над обращением карабалыкского предпринимателя Марата Айтказина