На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 6 (202)
9 февраля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Страна и мир  
[an error occurred while processing this directive]

ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ

Шефы арабских полицейских ведомств потребовали от датского правительства «строго наказать» авторов кощунственных, по их мнению, карикатур на пророка.

Аббас АРУАС, Le Temps

Кто бы мог подумать, что настанет день, когда министры внутренних дел арабских стран, эти руководители индустрии пыток, заговорят в унисон с массами арабских граждан – жертвами полицейских режимов. Но это произошло! Благодаря двенадцати сатирическим карикатурам «Лица Мухаммеда», опубликованным 30-го сентября 2005-го года датской газетой Jyllands-Posten и перепечатанным с тех пор такими изданиями, как норвежская газета Magazinet, французский таблоид France Soir, германская Die Welt, итальянская La Stampa и испанская El Periódico.

В столицах арабских и других мусульманских стран проходят демонстрации, участники которых сжигают датские флаги и фотографии премьер-министра страны Андерса Фога Расмуссена. В мусульманском мире ширится и усиливается кампания бойкота датских товаров. Бойкот скрупулёзно соблюдают и религиозные деятели, отказывающиеся от датского молока Arla, и люди светские, расстающиеся с пивом Carlsberg. Компания Nestlé, оказавшаяся замешанной в скандал, была вынуждена поместить на первой полосе газеты Al-Sharq al-Awsat рекламное объявление с пояснением, что порошковое молоко Nido «не произведено в Дании и не импортировано из Дании».

Какая же сила смогла объединить в мусульманском мире высокопоставленных чиновников и простых граждан, шиитов и суннитов, салафитов и «Братьев-мусульман», турок, персов и арабов, межправительственные и неправительственные организации?

Всё дело в том, что задетой оказалась личность пророка, которого мусульманин должен любить больше самого себя. Этот символ пострадал не потому, что его запрещено изображать – на немусульман этот запрет не распространяется, – а в силу содержания этих карикатур. В них, как, например, на рисунке, изображающем пророка с тюрбаном в форме бомбы, воедино собраны все расхожие стереотипы, касающиеся мусульманской религии: терроризм, женоненавистничество, фанатизм и т.п. Они распространены на Западе в целом и в Дании в частности, где, как пишет газета La Libre Belgique, «некоторые политические деятели в парламенте считают мусульманскую религию «террористической» и «средневековой».

Датские власти отказались вмешиваться в этот скандал, сославшись на священность свободы слова. Миллионы арабов и мусульман, испытывающие хронический дефицит свободы, не могут быть нечувствительными к этому аргументу. Однако они видят, что этот принцип, поднимаемый на щит всякий раз, когда появляются публикации или изображения, с их точки зрения кощунственные, забывается при других обстоятельствах.

Алжирцы, например, помнят, как в 1995-м году, когда во Франции на высшем уровне и с большой помпой принимали Салмана Рушди, чествуя его за «Сатанинские стихи», тогдашний французский министр внутренних дел запретил публикацию книги о пытках, практиковавшихся алжирской военной администрацией, поскольку «она несёт призыв к ненависти и может нанести ущерб общественному порядку».

Генеральный секретарь Арабской лиги Амр Муса выразил мнение, что европейская пресса «практикует двойные стандарты», так как «она опасается обвинений в антисемитизме, но апеллирует к свободе слова, когда в карикатурном виде изображает ислам».

В эпоху, характеризующуюся обострением напряженности между общинами, когда миллионы мусульман ощущают себя униженными, видя фотоснимки из тюрьмы «Абу-Грейб» и Гуантанамо, публикация вроде «Лиц Мухаммеда» только повышает накал страстей в мусульманском мире и грозит толкнуть целые слои мусульманских обществ на путь антизападного насилия.

Впору задаться вопросом, уместно ли публиковать такого рода продукцию с единственной целью «проведения теста на самоцензуру и пределы свободы слова» (как заявили некоторые комментаторы, оправдывая публикацию в Jyllands-Posten), рискуя вызвать еще больше ненависти и насилия в мире, который некоторые мечтают бросить в объятия Апокалипсиса. Видимо, настало время серьёзно задуматься о принципе свободы слова, о его абсолютности или относительности, универсальности или селективности, о его возможных пределах, а главное – о роли и ответственности журналистики в деле укрепления мира во всем мире.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ
Шефы арабских полицейских ведомств потребовали от датского правительства «строго наказать» авторов кощунственных, по их мнению, карикатур на пророка.

ОБРЯД САМОБИЧЕВАНИЯ
В Казахстане в политическую моду вошла демонстративная порка заворовавшихся подчинённых. Например, глава Минюста Загипа Балиева обвинила некоторых своих сотрудников в финансовых злоупотреблениях.