На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 5 (201)
2 февраля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
От первого лица
Политика KZ
Страна и мир
Линия судьбы
ПМЖ
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Заимка
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

ЕРМУХАМЕТ ЕРТЫСБАЕВ: «МОЖЕТЕ КЛЕВЕТАТЬ НА МЕНЯ. Я В СУД НЕ ПОДАМ»

Новый министр культуры, информации и спорта не намерен войти в историю Казахстана в роли «душителя прессы».

Вероника ЛИМ, Central Asia Monitor


- Как провели первый рабочий день в министерстве? С чего начали «ориентировку на местности»?
- Здесь какой-то бешеный ритм работы, я бы сказал - сталинский. Руководители и аппараты министерств работают с раннего утра и до позднего вечера. За первые три дня в правительстве я устал больше, чем за последние три месяца в администрации президента. Но все это - здорово! Мне нравится такая стихия! Самые счастливые дни в моей жизни - это те дни, когда гора работы свалилась на тебя, но в конце рабочего дня ты чувствуешь удовлетворение.
- Рассуждая об отношениях власти и прессы, вы как-то сказали, что «напряжение, недовольство друг другом - перманентное явление». Означает ли это, что новый министр не будет пытаться уменьшить напряжение, и всплески взаимного недовольства будет воспринимать как само собой разумеющееся?
- Я так говорил? Мгм… ну, а что, власть и пресса - это же муж и жена, у которых перманентным явлением должны быть любовь и взаимопонимание. Надо понять раз и навсегда: люди от печатного станка и вся журналистская братия жаждут, прежде всего и главным образом, сенсаций, острых материалов, побольше «перца и жареного». Задача прессы - информировать население обо всём, что происходит в нашей стране. В конце концов, право на получение информации - основополагающий принцип демократического государства. И, тем не менее, я не собираюсь пускать на самотёк процесс взаимоотношений власти и прессы. Я хочу, чтобы главные редакторы газет и электронных СМИ стремились к правдивой и объективной информации, к серьезным аналитическим материалам.
- Будет ли министерство под руководством Ермухамета Ертысбаева инициировать судебные иски к СМИ, как это случилось в практике ведомства, например, по отношению к газете «Республика»?
- До тех пор, пока я министр, наше ведомство не будет инициатором закрытия той или иной газеты. Мне не улыбается перспектива войти в историю Казахстана в роли «душителя прессы». Но я не могу отвечать за действия прокуратуры, которая по Конституции осуществляет надзор за законностью. Информация - одно из ключевых направлений нашего министерства. И я просто обязан защищать права журналистов, защищать газеты, но эффективно эту задачу мы можем решить совместно - только с работниками СМИ.

Меня лично вы можете критиковать сколько угодно. Более того, можете клеветать на меня. Я никогда не подам в суд. Но мне будет обидно, неприятно, и я не потерплю, если газета будет клеветать в адрес главы государства. Потому что честь и достоинство президента РК неприкосновенны по Конституции. Вы можете сколько угодно критиковать президента, правительство, любого представителя власти. Это свобода слова. Но, согласитесь, критика и клевета - это абсолютно разные, противоположные, несовместимые понятия.
Демократия - это власть большинства, уважающего права меньшинства. Мы уважаем права оппозиции - пусть действуют их партии, пусть выходят их газеты. Но пусть они тоже уважают права большинства (91 процент), от имени которого приняты Конституция и законы. Вот, собственно, и всё. Неужели так трудно соблюдать эти правила игры?
- Власть несколько раз пыталась создать благоприятные условия для работы СМИ законодательно, но наталкивалась на сопротивление. Ждать нам нового закона о средствах массовой информации или изменений в действующем?
- Президент поставил задачу - войти в число пятидесяти самых развитых стран мира. А это значит, что в законодательном плане Закон «О СМИ» должен будет соответствовать международным правовым нормам. Я не понимаю тех людей, которые стремятся законодательно всячески ограничить свободу слова, которые стремятся на нормативно-правовом уровне построить барьеры на пути свободы слова и творчества. В конце концов, самый лучший арбитр - это не МКИС, не Генеральная прокуратура и даже не президент, а народ. А народ 4-го декабря 2005-го года оказал всенародную поддержку первому президенту страны. И это несмотря на то, что ряд оппозиционных изданий тиражом в несколько сот тысяч экземпляров еженедельно и на протяжении длительного времени нападали на президента, на его стратегический курс.

Кстати, мне нравится тональность оппозиционной прессы после 4-го декабря. Мне кажется, что они впервые серьезно задумались. Пользуясь случаем, я хочу сказать, что открыт для диалога с ними.
- Оппозиция не единожды выражала недовольство политикой государственных телеканалов. Будет ли создано общественное телевидение? Об этом много сказано, но мало сделано.
- Тема общественного телевидения - это не тема доступа оппозиции к телевидению. Это совсем другая плоскость. Здесь много путаницы, часто намеренной. Общественный характер телевидения совсем не означает, что туда может зайти любой человек с улицы и начнет вещать на всю страну.
Суть вопроса в том, что общественное телевидение не может подчиняться ни коммерческим, ни отдельным политическим интересам. И при этом оно не должно контролироваться государством, хотя может финансироваться из государственного бюджета.
В классическом виде такое телевидение управляется общественными попечительскими советами, которые формируются из представителей самых разных социальных институтов (парламента, партий, профсоюзов, некоммерческих организаций, известных деятелей), и финансируется непосредственно обществом, населением, которое вносит обязательную абонентскую плату. По этому принципу работает, к примеру, британская «Би-Би-Си».
Я считаю, что коль скоро Казахстан выбрал демократический путь развития, то общественное телевидение создавать нужно. Естественно, для этого парламент должен принять специальный закон.
Как министр я считаю создание общественного телевидения одной из самых приоритетных своих задач.
- Когда мы узнали о вашем назначении, тут же подумали: ну вот, еще одним молчащим чиновником станет больше, а публичным - меньше. Будете ли вы теперь менее доступны для прессы, придерживаться каких-то новых правил в общении с журналистами?
- Из всех министерств наше министерство максимально приближено к публичной политике. Потому что публичной политики без газет и электронных СМИ не бывает. Потому что сфера культуры во всех развитых странах мира играет ключевую роль в жизнедеятельности государства и общества. Потому что без здорового образа жизни то или иное общество, по существу, обречено на деградацию (я здесь имею в виду не только спорт, но и массовую физическую культуру).
Какие могут быть новые правила в общении с журналистами? Я всегда ненавидел снобизм, чванство и высокомерие во взаимоотношениях с людьми. Если так вести себя с журналистами - это быстрое политическое самоубийство. Скажу вам больше: я благодарен журналистам. Именно журналисты помогли мне стать министром. Так что милости прошу и жду вас с нетерпением. Но через приёмную и по предварительной записи.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЕРМУХАМЕТ ЕРТЫСБАЕВ: «МОЖЕТЕ КЛЕВЕТАТЬ НА МЕНЯ. Я В СУД НЕ ПОДАМ»
- Как провели первый рабочий день в министерстве? С чего начали «ориентировку на местности»? - Здесь какой-то бешеный ритм работы, я бы сказал - сталинский. Руководители и аппараты министерств работают с раннего утра и до позднего вечера.

АМНИСТИЯ ДЛЯ ИМУЩЕСТВА
27-го января в Мажилисе Парламента Казахстана рассматривали проект закона об амнистии в связи с легализацией имущества и денег. Вопрос о налоговой амнистии тем, кто «скрыл» своё имущество от регистрирующих органов, поднимался в Казахстане ещё в 2002-м году, практически сразу после легализации капитала.