[an error occurred while processing this directive]
ДОРОГА ЖИЗНИ
80 лет назад состоялось открытие железной дороги Троицк-Кустанай
Насущная необходимость
Официальный день её рождения - 1 января 1916-го года. О насущной необходимости сооружения этой линии для экономического развития края шли ходатайства в железнодорожные министерства и ведомства с 1911-го года.
К примеру, правление общества Троицкой железной дороги было заинтересовано в скорейшем рассмотрении вопроса о строительстве линии Троицк-Кустанай в связи с неурожаем хлеба и кормовых трав в местности проектируемой линии и возможностью использования на строительстве дороги местного населения.
К работам по сооружению дороги приступили в мае 1913-го года. До 26-го июня 1914-го года работы на линии велись под руководством главного инженера путей сообщения Александра Константиновича Ледера, с июня руководство принял главный инженер путей сообщения Сергей Владимирович Верховский. Непосредственными «заведующими работами состояли» начальник участка С. П. Бреев, начальники дистанции С. А. Рыбин и В. Ф. Федоров.
Укладка пути была закончена уже в декабре 1913-го года, с того же времени началось рабочее движение, а также временное коммерческое движение для перевозки воинского продовольствия и частных грузов.
«По рублю – за версту»
Согласно циркуляру управления, для обслуживания пассажирского движения на Троицкой железной дороге предусматривались две пары поездов на участке Полетаево-Троицк по смете 1915-го года, и на первый год эксплуатации участка Троицк-Кустанай – одна пара поездов.
По сведениям из сметы Троицкой железной дороги, предоставленной архиву почетным железнодорожником Бертраном Иосифовичем Рубинштейном, известно, что по линии Полетаево-Троицк в 1914-м году провезено пассажиров 120 440 человек, из них 33 400 военнослужащих. Время-то было военное, началась Первая мировая война. По сравнению с 1913-м годом прирост пассажиров оказался значительным именно за счет увеличения перевозок «воинских чинов» в том году. Исключая воинские перевозки, прирост перевозок частных пассажиров составил 8%, т. е. это составило 100 000 человек. Общее количество пассажиров на Троицкой железной дороге, по данным 1914-го года, составило 220 000 человек, грузов перевезено 8 245 913 пудов (1 пуд=16 кг).
«Общий же доход по пассажирскому движению на 1916-й год составил 618 050 рублей, кроме дохода за перевозку почты, составившего в сумме 26 800 р., считая по рублю за версту».
Для людей, для скота, для грузов
Несмотря на то что производство строительных работ, организованных хозяйственным способом, протекало «при малоблагоприятных природных обстоятельствах»: снежная зима 1913-1914 годов, дождливое лето 1915-го года, условия военного времени – строительство дороги было благополучно завершено раньше срока. К тому же было произведено значительное количество работ, не предусмотренных ведомостью.
Это увеличение площади пассажирского здания на ст. Кустанай до 13 000 кв. саженей (1 сажень – 2,13 метра) вместо 7500, устройство центрального отопления стоимостью 24 000 р. Построены платформы для скота с кирпичным домом площадью 1600 кв. саженей, помещение конторы ветеринарного врача на ст. Кустанай стоимостью около 9000 рублей.
На всех станциях построены будки из бревен с кубами простейшего типа для снабжения кипятком пассажиров, военных и переселенцев общей стоимостью 2000 руб.
На ст. Джаркуль построена товарная контора пл. 3000 кв. саженей стоимостью 10 000 рублей, приобретены автодрезина и снегоочиститель за 18 500 рублей; на станциях Каерак, Джаркуль и Озерная построены 3 дома из саманного кирпича стоимостью до 10 000 руб., дополнительное оборудование брезентами и вагонными щитами для перевозки хлеба вссыпную на сумму 4800 руб.
Все перечисленные работы увеличивали имущественную стоимость дороги и несомненно улучшали условия будущей эксплуатации, комиссия отметила, что все работы по гражданским сооружениям произведены исключительно хозяйственным способом и исполнены безукоризненно при отсутствии перерасхода средств. Успешный ход работы позволил открыть временное коммерческое движение за 2,5 года до ввода линии в эксплуатацию.
И телеграф в придачу
Таким образом, еще во время постройки дорога выполняла все функции железнодорожного пути, открытого для общего пользования, способствуя тем самым экономическому развитию прилегающего края, а во время войны дорога оказала неоценимую помощь армии по заготовке и перевозке продовольствия и фуража.
Комиссия во главе с председателем, инженером путей сообщения М. Горпенко, принимающая линию Троицк-Кустанай, постановила управляющему дорогой открыть правильное пассажирское и товарное движение согласно установленных норм Министерства путей сообщения с 1-го января 1916-го года.
Параллельно этому событию случилось и другое – 10-го сентября 1915-го года вдоль полотна железной дороги Троицк-Кустанай была построена новая железнодорожная телеграфная линия от ст. Троицк-Джаркуль до ст. Кустанай и соединительная ветка от ст. Кустанай до конторы правительственного телеграфа, которая находилась на ул. Большой (Аль-Фараби, Казахтелеком).
На станциях Каерак, Тогузак, Джаркуль, Озерная и Кустанай сделаны вводы и установлены телеграфные аппараты чернопишущие системы «Морзе». Аппараты установлены на полированных ясеневых столах на чугунных ножках в конторах станций, коммутация аппаратов на ст. Кустанай – конечная. Новая линия являлась мощным сооружением по тем временам, служила для прямого соединения, взаимного общения между станциями и для поездных телеграмм, подчинялась начальнику Самарского почтово-телеграфного округа.
Подпись к фото: Инженер-путеец В.И.Дмитриевский (крайний слева) проверяет готовность путей к эксплуатации
Наталья ЗДОРОВЕЦ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]