[an error occurred while processing this directive]
«КАК НАПИШУ, ТАК И БУДЕТ!»
Появление на костанайских сценах именитых бардов – дело не частое, но имеет место быть. Правда, проходят такие концерты, как правило, тихо, в узком кругу неравнодушных слушателей. Так прошло и выступление в малом зале русского драматического театра российского барда Татьяны Фоменко.
Наталья Закора, ng@ng.kz
Три часа пролетели незаметно, тем более что выступала она вместе с дочерью и зятем, Дарьей и Константином Милославскими. То ли мы так соскучились по откровенной песне и музыке души, то ли нам так не хватает этого света, что впитали мы его как губки. Но обывательское представление о бардовской песне настолько примитивно, что просто диву даешься. Оно часто ассоциируется с шансоном, дворовой песней и даже с любителями «принять на грудь». Чтобы развеять подобные домыслы, я взяла интервью у Татьяны ФОМЕНКО, человека, которого, на мой взгляд, можно назвать истинным бардом.
- Когда вы поняли, что бардовская песня – это ваше предназначение?
- В Самаре, на Грушинском фестивале 1979-го года. Когда во время конкурсного концерта тысячная толпа скандировала и не отпускала меня со сцены. Таким было начало моего творческого пути. А сегодня у меня есть песня «Ильмень», которая уже 25 лет открывает Ильменский фестиваль в Миассе.
- Что вы вкладываете в понятие «бард»?
- Бард - это живая душа, которая стремится постигать жизнь и творить. В нем всегда есть огонь духа, ему всегда есть что сказать… Это великий странник, путешествующий во внутреннем и внешнем мире…Это правдивое зеркало для людей.
- Какие победы у вас есть?
-« Гран-при» самого престижного тогда, да и сегодня, Грушинского фестиваля в 1979-м и 1982-м годах. Затем был перерыв, связанный с рождением Дашеньки. И уже в 1989-м году, когда Даше исполнилось 5 лет, мы с ней выступали дуэтом.
- Можно ли стать бардом, работая над собой: над виртуозным гитарным сопровождением, профессиональным исполнением? Или же это дар свыше?
- Дар, конечно. Если нет семечка, растить нечего. Но это и кропотливый труд, постоянное самосовершенствование, ведь остановиться никак нельзя.
- Существует ли элита бардовской песни?
- Конечно, есть те, кто предпочитает давать только камерные концерты. Но элита бардовской песни – это все-таки те, кто ближе к людям, кто выезжает, несмотря ни на что, на фестивали. Истинный бард несет свое творчество всем без исключения.
- Татьяна, мы всё о высоком, а курьезы в бардовской жизни случаются?
- Как-то раз в наше бард-кафе «Светлое прошлое» заходит Олег Митяев, расстроенный и грязный. Мы ему: «Олег, что с тобой случилось?» «Да вот, спел «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Ну, и что? Хорошая душевная песня». «Так я же её в женской колонии спел».
- Как член жюри нескольких фестивалей вы можете сказать, чего сегодня недостает молодым исполнителям авторской песни?
- Знаний. Слушают не то и не тех. Не хватает духовных знаний, не знают себя. Не умеют жить и творить с любовью в сердце, руководствуются зачастую только разумом. Им необходимо чаще общаться, жить рядом с учителями, а это барды старой закалки, которые могут дать им знания и истинное понимание жанра.
- Давайте спросим об этом же у вашей дочери. Даша, скажи, пожалуйста, от лица нового поколения бардов, чего не хватает в современных песнях?
- Лёгкости и радости. Время идет, наступает момент - и песни Митяева или Киреева перестают быть созвучными твоему душевному состоянию, в их творчестве чего-то для себя уже не находишь. Тогда ищешь созвучия с другими. Я всегда помню о том, что песни имеют свойство сбываться, поэтому особенно тщательно выбираю то, что можно слушать.
Конечно, авторская песня – не коммерческий проект, но она имеет своего слушателя. Кстати, бюджет города Самары пополняется ежегодно на 50% благодаря Грушинскому фестивалю, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса, как самое массовое ежегодное событие. У нас не Самара, но так хотелось бы, чтобы в наступившем году нас порадовали другие знаменитые барды, такие, как Олег Митяев, Андрей Козловский, Александр Третьяков, из молодых – Дмитрий Вагин. Ну, не будем загадывать… Стоп. В одной из песен Дмитрия есть такие слова: « Что синих глаз не бывает, не говорите мне, люди. Ну, кто здесь повелевает? Как напишу, так и будет!». Так пусть все будет именно так, как мы этого хотим! Для счастья!
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]