На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 2 (198)
12 января 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Неслучайные встречи
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Наш бизнес  
[an error occurred while processing this directive]

БИЗНЕС В СТИЛЕ ФАНК

«Алла Пугачева – великий предприниматель, а Ленин – великий шоумен», – утверждает один из основателей новой философии бизнеса Кьелл Нордстрем

Алексей МАКУРИН, ж-л «Свой бизнес», Россия

Кьелл Нордстрем – один из самых ярких людей в мире современного бизнеса. На пороге XXI-го века вместе с коллегой по Стокгольмской школе экономики Йонасом Риддерстрале он придумал и вывел на интеллектуальный рынок емкое словечко «фанк». Что такое фанк? Одним словом не скажешь. На молодежном сленге английское funky значит «клёво» или «стрёмно». В музыке funk – невообразимый коктейль из различных стилей, смешанных сорок лет назад экспрессивными афроамериканцами. Фанки-бизнес, который проповедует Нордстрем, это тоже нечто такое, чего никто никогда не делал, от чего захватывает дух и бегут мурашки по коже. Это полная свобода, смелое соединение разных подходов, идей и – такова реальность! – отсутствие единого рецепта успеха.
Вам по кайфу такая жизнь? Вы из тех, кто в любых обстоятельствах играет свою мелодию? Постоянно меняться для вас так же естественно, как дышать? Значит, фанк – это для вас! Значит, вы можете преуспеть в ситуации, когда любая рыночная инновация может быть скопирована и растиражирована в течение нескольких дней, как мелодия в караоке-баре.
«Караоке-капитализм» – еще один оригинальный термин, предложенный Нордстремом и Риддерстрале, и еще одна парадоксальная опасность - возможность, которую даёт современный мир. У любого предпринимателя, любой компании, стремящейся расти, есть два пути, ведущих к успеху. Вы должны либо идеально тиражировать стандартные продукты, либо стать абсолютно неповторимым, ярким и привлекательным. Компромисс между этими двумя стратегиями невозможен. Средний путь – путь в никуда.

– В 1999 году, когда вы написали «Бизнес в стиле фанк», образцом фанка считался Интернет. Что можно назвать самым «фанковым» сегодня?
– Наши сегодняшние знания позволяют нам совершать полеты на Луну и создавать атомные бомбы. Поэтому в современном мире уникальность, «фанковость» того или иного товара или услуги заключается не в его предметной сущности, а в том способе, которым компания формирует эмоциональный образ товара и предлагает его потребителю. Меня делает особенным именно способ, которым я комбинирую знания о бизнесе, а не само знание, поскольку получить его может любой.
Главное сегодня – это способность к синтезу. Важно понять, что, как это ни странно звучит, в мире никогда еще не было так мало инноваций, как сейчас. Если мы оглянемся на 100 лет назад, то увидим мир, в котором буквально каждый день совершались открытия, потрясавшие воображение людей того времени. Паровой двигатель, железные дороги, электричество, сельскохозяйственные машины, автомобили, телефон, радиосвязь, авиация – все это было изобретено на протяжении жизни одного или двух поколений. Сегодня у нас есть сотовый телефон, но это лишь модификация обычного телефона. У нас есть новые компьютеры и Интернет, но вычислительные машины и компьютерные сети существуют уже много десятилетий – принципиально изменилась, пожалуй, только степень их доступности. Все эти изобретения, конечно, существенны, но несравнимы с переходом от лошади к автомобилю. Поэтому сейчас и приобретает такое большое значение способность создавать не столько новые вещи, сколько новые комбинации из уже известных продуктов. Именно этим должны заниматься предприниматели.
– Нужно ли и можно ли учить предпринимательству?
– Предпринимательство не ограничивается бизнесом, оно присуще всем сферам жизни. Алла Пугачева или Сальвадор Дали – великие предприниматели. Отличие предпринимателя от обычного человека в том, что предприниматель способен сделать скачок, слепить из общедоступных элементов некую целостную картину. Такое предпринимательское «самовыражение» сопряжено с огромным риском, ведь созданная им картина может быть правильной или неправильной. Можно ли научить людей способности рисковать? Да, но не в бизнес-школе. Я считаю, что настоящие предприниматели – это либо больные люди, которые рискуют просто потому, что не осознают опасности, либо люди с очень развитой самооценкой. Естественно, намеренно вводить себя в болезненное состояние я не призываю. Но осознанно повысить самооценку вполне реально. Здесь, конечно, многое зависит от родителей и учителей, от их способности донести до ребенка или молодого человека мысль: «Ты – абсолютно ценная личность. И ты остаешься таким, даже если ты в чем-то терпишь поражение».
Кстати, приведу интересный факт. По данным статистики, 40% британских self-made миллионеров страдают дислексией, то есть им трудно понимать тексты. С моей точки зрения, это вполне закономерно. Если человек с детства вынужден жить с этой проблемой, а ему при этом надо учиться, находить работу, общаться с людьми противоположного пола – одним словом, решать все обычные человеческие задачи, – то он непременно начнет смотреть на вещи немного по-другому, чем большинство окружающих. То есть он не будет бояться быть не таким, как все.
– Как вы относитесь к фразе супергуру современного бизнеса Тома Питерса: «Секрет успеха – поражение»? Если следовать этой логике, то получается, что предприниматель должен, как у нас говорят, «искать приключений на свою задницу».
– Мне посчастливилось общаться со многими великими людьми, сделавшими что-то по-настоящему выдающееся, и все они – предприниматели, музыканты, актеры – говорили: «Я стал великим именно благодаря тому, что я пытался им стать. Какие-то рисунки (стихи, песни) мне удались, какие-то оказались плохими, но я продолжал пытаться». Риск, постоянная проверка самого себя – это единственный способ чему-нибудь научиться. Мы с детства знаем, что невозможно научиться кататься на велосипеде по книжкам. Нужно взять велосипед, сесть на него, попытаться проехать, упасть, снова сесть в седло – вот единственный способ.
– Кто из российских предпринимателей, на ваш взгляд, ведет свой бизнес в стиле фанк?
– Я не так хорошо знаком с ситуацией в России, поэтому не буду называть хорошо известных имен. Мне вспоминается женщина-предприниматель из Нижнего Новгорода. Она владеет маленькой ресторанной компанией – у нее всего два или три ресторана. Ей 30-35 лет, она стремится сделать свои рестораны привлекательными для публики, и, судя по тому, что я видел, мне кажется, что ее предприятие довольно успешное. При этом она не идет стандартным путем, как многие другие подобные компании. У нее своя необычная кухня, свои способы привлечения клиентов. Одним словом, свой путь, который может привести к успеху или к неудаче. Это и есть фанк.
– Как можно сохранить творческую самобытность в нынешнюю эпоху тотальной имитации?
– Я приведу пример из области спорта. Начинающий спортсмен обычно изучает, что делают другие: как и где они тренируются, какую пищу едят и т. д. Но если он этим и ограничивается, то его путь – не более чем дорога посредственности. Если он стремится сделать что-то выдающееся, то должен спросить себя: что я могу сделать, чтобы прыгать выше всех? Может, стоит прыгать по-другому? Может, надо по-иному разбегаться перед прыжком? Могу ли я изменить сам характер прыжка? В противном случае ему придется биться за миллиметры и миллисекунды.
Точно такой же «миллисекундный» тип конкуренции возможен и в бизнесе: если мое пиво стоит 40 центов, а ваше – 39,5, то я снижаю цену до 39,25 цента и т. д. Но все по-настоящему успешные компании действовали совершенно по-другому. Возьмите нашу книгу «Бизнес в стиле фанк», которая уже разошлась миллионными тиражами по всему миру. Она с самого начала была не просто немного другой, а совершенно другой. В ней есть картинки, а в книгах по бизнесу их никогда не было. Никто не ожидал подобного от деловой литературы. Кто-то покупал нашу книгу, потому что им это нравилось, кто-то – потому что им это не нравилось, кто-то – просто из любопытства, но во всех случаях люди как-то реагировали на ее необычность. Все это резко контрастировало с другими книгами о бизнесе, где и содержание, и формат довольно предсказуемы.
– Вы часто выступаете перед публикой. Не боитесь превратиться в шоумена или проповедника?
– Абсолютно не боюсь. Чем больше я становлюсь шоуменом или проповедником, тем лучше. Чем сильнее мне удается увлечь людей, тем большую власть над ними я приобретаю и тем больше у меня возможностей воздействовать на мир – а значит, и изменять его. Надеюсь, в лучшую сторону. Я не боюсь власти, мне совсем не страшно от того, что меня слушают. Любой человек, который хочет, чтобы его слушали, должен стать шоуменом. Иисус, Ленин, Лютер – все они были шоуменами.

 

 

Новые заповеди

«Босс мёртв. Мы больше не верим в руководителей, которые всегда правы. Управление посредством цифр осталось далеко в прошлом».

«Сегодня не ракетные комплексы, а компьютерные игры и фильмы определяют развитие».

«Следующим шагом будет индивидуализированное производство, индивидуализированный маркетинг, всё индивидуализированное. Каждому клиенту – свой продукт».

Из книги «Бизнес в стиле фанк»

«Корпоративные гимны с их конформистскими заверениями в преданности умолкли. Теперь каждый из нас сам себе солист… Самовыражайтесь!»

«Мы призываем к отличию. На короткий срок имитаторы могут победить истинных инноваторов, но в долгосрочной перспективе творцы обходят подражателей».

«Забудьте о норме. Думайте аномально».

«Для достижения успеха нам требуется больше, а не меньше нонконформистов».

«Нет страсти – нет инноваций. Знание того, «как» и «кто», – ерунда по сравнению со знанием «почему».

Из книги «Караоке-капитализм»

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БИЗНЕС В СТИЛЕ ФАНК
«Алла Пугачева – великий предприниматель, а Ленин – великий шоумен», – утверждает один из основателей новой философии бизнеса Кьелл Нордстрем Алексей МАКУРИН, ж-л «Свой бизнес», Россия

БРИТВА В РУКАХ ОБЕЗЬЯНЫ
Подписав конвенцию ООН по возрождению плодородия земель, Казахстан - родина сильных пшениц – продолжает, тем не менее, истощать свой почвенный потенциал.