[an error occurred while processing this directive]
КАКОЙ ПАТРИОТИЗМ ИЗ СУПА БЕЗ МЯСА?
О причине дефицита патриотических чувств у казахстанцев слуги народа стыдливо умалчивают. Чиновники не хотят признавать, что за дефицитом веры в отношении символов страны стоит не «плохой народ», а недоверие к власти. «Чем гордиться?» - спрашивает мой знакомый. Тем, что голодают люди, которые получают копейки за свой труд, что страна, торгующая нефтью, газом и другими природными ценностями, - нищая?
На западе основой патриотизма всегда были и остаются собственный дом, семья, свобода и достойная жизнь. Именно это они и защищают. А что нам защищать? У нас же ничего нет. Правда есть ещё семья, но и её мы не можем защитить от бедности. Получается, что если ты не разбогател (не украл, не обманул, не взял взятку), значит, ты ничего не стоишь. Твой удел – нищета и убогая пенсия…
И вместо того чтобы бороться с главной напастью – бедностью и воровством – нас продолжают потчевать разного рода несуществующими успехами типа «Многие страны СНГ перенимают наш опыт», «Казахстан – первое государство, принявшее Закон «О борьбе с коррупцией» и Кодекс чести для госслужащих», «Казахстан находится в десятке успешно развивающихся стран». И ни слова о том, в какой сотне мы находимся по жизненному уровню.
Нам впаривают патриотические суррогаты из-за дефицита мяса в народном супе. У Казахстана нет политики, которая могла бы вдохновить и одухотворить народ. Власть забалтывает демократию и реформы. Говоря о рынке, она на практике всё ещё латает застиранную советскую гимнастерку. Мы застряли между прокисшим социализмом и блатным капитализмом. Мы никак не можем понять, чем для нас стал развал СССР - величайшей трагедией века или избавлением от коммунистической лжи. Однако при всей фальши советской идеологии у советского народа было немало оснований для гордости, а следовательно и желания чувствовать себя сыном страны. И несмотря на огромные лишения, трудности и отсутствие свободы, люди чувствовали, что они поднимаются вместе со страной, – из нищеты, из безграмотности, из бараков. Не в коттеджи, конечно. Но было понятие, что дети пойдут дальше своих родителей – получат образование, работу и жильё. А родители к старости не окажутся в нищете. И это общее понимание объединяло людей.
И при всём том казахстанцы не хотят возвращения в социализм. Люди стали понимать, что деньги и предприимчивость – такие же составляющие прогресса, как и талант, образование и желание работать. Избавившись от коммунистических иллюзий, люди уже не требуют, чтобы от капитализма пахло французскими духами. Но они хотят, чтобы у людей, которые ведут нас к капитализму, были, по крайней мере, чистые руки. И главное – чтобы власть научилась смотреть на народ не как на источник наживы, а как на источник богатства.
М. Гришков, г. Костанай
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]