На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 49 (193)
8 декабря 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Линия судьбы
36,6 С
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Линия судьбы  
[an error occurred while processing this directive]

ШЕСТАКОВА, КОТОРАЯ СТРОИТ

Говоря о директоре областного Дворца культуры «Юность», и друзья, и недруги сходятся в одном – эту подчеркнуто женственную даму с ее элегантной прической и фасонистыми пальто забрасывай хоть на Марс, хоть в пустыню. Стряхнёт пыль с лацканов и начнёт размечать фундамент если не театра, то сельского клуба точно.

 

«Юность» беспокойная моя

- Любовь Сергеевна, а сегодня вам есть что строить?

- Надеюсь, что будет, если все представители власти, которые за последний год посещали «Юность», сдержат свои обещания.

- Интересно, как можно бывший ДК железнодорожников, очень заслуженный и пожилой, сделать соответствующим званию «областной дворец культуры»?

- Если мне говорят «предлагайте», я загораюсь мгновенно. Посоветовалась со специалистами «Гражданпроекта», отличный фасад нашла в журнале, знаю, где можно пристройку в двух уровнях поднять. Я считаю, что раз уж мы поставлены в районе вокзала, то должны стать первым хорошим впечатлением о городе.

- Когда начинаете?

- Да как-то всё застопорилось. Но, может, дело примет совсем другой оборот. В этом здании, естественно, отреставрированном, уместно разместить наш профильный научно-методический центр. А для областного дворца культуры «Железнодорожник» с залом на 200 мест изначально был маловат. На мой взгляд, отличное место для него – бывший Дворец культуры профсоюзов. Но он не то в аренду отдан, не то продан, кажется, Церкви Жатвы. Кстати, никогда не слышала внятной информации по этому поводу. Думаю, и сейчас не поздно внести ясность. Вдруг что-то можно отыграть обратно? 

- Эта «Юность» ведь не первая в вашей биографии?

- Можно сказать, ношу это имя с собой. А если серьёзно, то, как вы помните, ДК «Юность» был у нас в районе КЖБИ, там, где теперь казахский театр драмы. Не стану скрывать, на работу туда я попала вынужденно. Но старалась, как могла. Там долг по зарплате был 400 000 тенге. Меня так быстро передислоцировали оттуда «на вокзал», что я даже не успела полностью погасить его. Рассчитывала тамошних сотрудников уже в «Железнодорожнике».

 

Невосполнимые потери

- Любовь Сергеевна, вам - в масштабах областной культуры - присвоили звание самого предприимчивого директора. Умеете делать деньги?

- Зарабатывать. Почему-то считается, что культура – это только порывы и пафос. Это ещё и хозяйство, которое требует учёта, контроля и управления. Первое, что я сделала на своем нынешнем месте работы, – провела переоценку здания, она была не по его возрасту завышена. У меня сердце рвалось, когда я видела, как теряли центральную районную библиотеку в Затобольске. Бросили, по сути дела, добротное здание, внутри – паркетный пол, а ещё двор, гараж. Да, было трудно, но, может, стоило принять другие непопулярные меры, вплоть до того, что сократить одну-две штатных единицы и нанять сторожа. А пункт выдачи книг перенести в ДК. Теперь времена изменились, но библиотеки-то нет. Сейчас, вне всякого сомнения, культура возрождается. На второй год моей работы здесь по отчетам получалось, что в сети сельского культпросвета стало на 50 учреждений больше. Три года назад 70 клубов и ДК нуждались в ремонте, сегодня 40. Успехи? Ну да. Но ведь люди живут и там, где был и не стало клуба, где вместо него развалюха. Сегодня живут, сейчас, сию секунду.

- То есть вы считаете, что есть невосполнимые потери?

- А как же! Когда первоклашка орёт из зрительного зала на Волка, чтобы не обижал Зайца – это вовремя. Если на такой спектакль привести пятиклассника, он не будет в этом участвовать, поздно. Великая Наталия Сац ещё бог знает когда предупреждала: у детей недостаток витамина «Н», нравственности. И лечить предлагала этот «авитаминоз» детским театром. Мы свой театр убили.

- Сколько просуществовал в Костанае Театр кукол?

- Двенадцать лет. Идею привез Виктор Павлович Ремезов, который был тогда начальником областного управления культуры. Он меня в этот театр сватал на «лёгкий хлеб». Говорил, будешь в городе спокойно до самой пенсии работать. К тому же дети – это твоё.

- В восемьдесят шестом не рановато было пенсию планировать?

- По возрасту – конечно. Но я к тому времени в Кустанайском районе уже основательно уработалась на ниве сельской культуры. Ах, золотые были времена. В 22 года я стала директором Дворца пионеров. В 27 - начальником отдела культуры райисполкома. Жизнь кипела. Мы строили и шикарный ДК «Золотой колос», в фундамент которого замуровали послание потомкам, и сельские клубы из бетонных «клюшек» для ферм. Все получалось замечательно. Смотры, фестивали, конкурсы. Домой приеду на рассвете, глаза закрою, а картинки дня так и мелькают, в ушах песни звучат. Короче, доработалась. И приняла приглашение идти «на легкий труд».

- Это был замечательный театр.

- Спасибо, и замечательный кусок моей жизни. Мы растили театр, как ребенка. Все у него было подогнано, все по размеру. Вы, наверно, меня не поймёте, но я до сих пор горжусь не только его сценой, его волшебным занавесом, который нам расписали в Худфонде, его уютным залом, но и его туалетными комнатами. Мы нашли детскую сантехнику, раковины были на такой высоте, чтобы малыши мыли руки, и вода не текла до локтей. А какие люди сошлись под нашей крышей! Я с равной гордостью могу говорить и о режиссёре театра, и о билетерше. На наших спектаклях было особое настроение. Мы отучили воспитателей и учителей требовать от детей примерного поведения, кричать на них. Нашим главным зрителям делать в зале можно было все – бегать, шуметь, смеяться и плакать.

- Помнится, ваш театр был объявлен непозволительной роскошью в трудные времена?

- Мы зарабатывали 2,5 миллиона в год. У нас в августе спрашивали билеты на новогодние утренники. В самый трудный год, 1998-й, мы сумели съездить на фестиваль. Версия, что театр слишком много «съедает» из бюджета, озвучивалась громко и часто. А у нас на момент закрытия за свет было проплачено наперед нашим арендатором 80 000 тенге. Так и сгорели деньги у человека.

- Ваши куклы переселились в другой театр, а куда девались деревянные скульптуры из фойе, резные люстры?

- Театр перевозила не я. Его закрыли в начале 1999-го года, сообщили, что хотят меня избавить от переживаний и посоветовали умыть руки. Куда делись авторские работы из дерева, не знаю. Для нас работал художник редкого таланта Рашид Сабиров. Доведётся встретиться, наверно, глаз на него не смогу поднять. Не уберегла. Вообще когда я всё-таки пришла на пепелище, думала, сердце остановится. Всё было сорвано до цемента. Я считала и считаю, закрытие Театра кукол – «преступление века» в истории костанайской культуры. Да простят меня коллеги из театра драмы, где с тех пор прописаны наши куклы, - замена неравноценна. Хотя я искренне желаю труппе успехов.

 

Будем жить

- Любовь Сергеевна, если оценивать программы последних лет по возрождению культуры, впечатление, что мы в основе возвращается к советскому формату.

- Согласна. Я недавно вернулась из Астаны, с церемонии награждения по итогам первого республиканского конкурса на звание лучшей сельской библиотеки, лучших сельского клуба и Дома культуры. Первый-то он первый, но в принципе мы ведь вернулись к тому, что было пятнадцать лет назад. Республиканский научно-методический центр заканчивает разработку нормативов. Возможно, они будут похожи на прежние: в населённом пункте, где более 150-ти человек, должен быть сельский клуб, меньший поселок должен регулярно навещать автоклуб.

- Это на самом деле, по-вашему, необходимо? Все эти агитбригады на полях, лекции перед доярками?

- Кстати, когда у нас было действительно мощное животноводство, и доярки работали по-стахановски, культпросветчики делали для них информационные сообщения: и про новые рецепты, и про политические новости, и про питательные маски для лица. Слушали, общались. Я не к тому, что формы работы должны быть стопроцентным посконным повтором. Я про живое участие одних людей в делах других. Между прочим, на Западе это понимают. Что такое, по-вашему, корпоративные вечеринки, где людей хвалят, поздравляют, дарят шарфики цветов фирмы? Да те же «От всей души», «Огоньки» с культорганизатором во главе. Только называется он теперь менеджер по человеческому развитию или по корпоративной культуре. Кстати, с их ролью в частных компаниях отлично справляются люди, которые когда-то работали в наших ДК.

Но я ещё об одной стороне проблемы хотела бы сказать. Богом отмеченных, общественно активных людей много. Возможность самореализоваться им жизненно необходима. В культуре они на месте. Мы с вами не на митинге. Я просто расскажу одну историю. Жил в Молокановке Михаил Александрович Шеломенцев, библиотекой командовал. Он приезжал ко мне в отдел культуры и все просил: обеспечь мне ТУ-100. Это такая установка с громкоговорителем, можно что-то вроде самодеятельных передач делать. Он и делал. Представляете, ранняя рань, хозяйки коров в стадо гонят, и вдруг им с небес под музыку: «С добрым утром, Молокановка! Поздравляем сегодня с днем рождения…» Он был фронтовик, инвалид на протезе. Эта работа помогала жить ему, а он – своим односельчанам. Рядом с библиотекой рос тополь, на сучке – ключ. Пришёл, не застал вечного занятого культурным обеспечением хозяина– сдай книги сам и повесь ключ на место. Абсолютное доверие и великое взаимное уважение было в этих отношениях. Таких, как Шеломенцев, много было и есть в моей жизни. Мне привозят их «приветы» отовсюду, я рассылаю свои в ответ. А когда вспоминаю тополь Шеломенцева, горжусь, что выбрала эту профессию.

 

 

Блиц

- Вы когда-нибудь меняли прическу?

- Пробовала – не оценили.

- Что зимой носите при такой укладке?

- Чаще всего – шляпку-«таблетку». У меня была меховая белая. Я её скроила, натянув на трехлитровую банку кроличью шкурку. Все говорили: шикарно!

- С кем вас сравнивают?

- После фильма «Анна Каренина» на меня оборачивались на улицах. А недавно я искала коллегу из Кокчетава, сказали, похожа на Бибигуль Тулегенову. Подходит симпатичная женщина: «Вы Шестакова? Говорили, вы на Зыкину похожи!»

- От вас, такой представительной, можно ждать неожиданностей?

- Я в юности даже в футбол гоняла. В 16 лет на «Яве» держала на трассе 160. Мне права выписывал начальник районной ГАИ. Свои «жигули» из Москвы я пригнала сама. До сих пор могу сыграть в волейбол, а если внук попросит, покажу, как прыгают «щучкой». Я ответила на ваш вопрос?   

Галина КАТКОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ШЕСТАКОВА, КОТОРАЯ СТРОИТ
Говоря о директоре областного Дворца культуры «Юность», и друзья, и недруги сходятся в одном – эту подчеркнуто женственную даму с ее элегантной прической и фасонистыми пальто забрасывай хоть на Марс, хоть в пустыню.