На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 47 (191)
24 ноября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Право на выбор
Забойный отдел
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Праздник ожидания праздника
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Право на выбор  
[an error occurred while processing this directive]

СЕМЬ МИФОВ О ЖАРМАХАНЕ ТУЯКБАЕ

Кандидат в Президенты РК отвечает на семь неудобных вопросов «Нашей Газеты».

- Вы долгое время были во власти, причем в самой её верхушке. Сейчас вы называете эту власть неэффективной и коррумпированной. Почему, находясь внутри этой власти, вы молчали? Не видели? Не хотели видеть? Не хватало мужества бороться? Или бороться с системой, находясь внутри системы, невозможно?

- В последнем вашем «наводящем» вопросе вы ближе всего подошли к истинному ответу. Действительно, я был частью системы власти – поэтому всегда был очень ограничен в способах своего протеста против ее пороков.

Но начнём с того, что я довольно долго сохранял иллюзии относительно существующей власти. Все мы вместе строили новое государство, и многие его пороки и недостатки выявлялись постепенно, по мере того, когда они уже не могли быть оправданы сложным периодом нашей истории. Нужно учесть и то, что я большую часть жизни работал в самых консервативных структурах – Генеральной прокуратуре, Государственном следственном комитете, где прозрение приходит далеко не сразу. Этот процесс пошел быстрее, когда я стал председателем Мажилиса – в силу более открытого характера этой работы.                   

С другой стороны, я считаю, что на любом посту я находил способы выражения своей точки зрения, в том числе открытого протеста. Несмотря на активное противодействие со стороны власти я старался довести до конца громкие уголовные дела середины 1990-х годов, старался проводить через Парламент социальные законы. Громко протестовал против жесткой правительственной редакции Земельного кодекса – как вы знаете, эта ситуация в итоге привела к отставке правительства Тасмагамбетова. Ещё будучи спикером я выступил против фальсификации прошлогодних выборов в Мажилис.

К слову, именно вопиющие нарушения в ходе этих выборов и стали для меня последней каплей. Весь протест, который накапливался в душе, перешел в полный разрыв с существующей властью, которая, как выяснилось, не способна ни к малейшим позитивным изменениям.

Я всегда думал, что честно служа государству я смогу сделать его лучше и чище. Теперь я понимаю, что это не так. Так думали многие люди, и многих из них эта система перемолола и изуродовала.

Улучшить жизнь нашего народа способно только изменение самой природы власти на принципах подлинного народовластия и демократии. Я выстрадал эту истину и  приложу все силы, чтобы воплотить её в жизнь.

- Вы долгое время работали в правоохранительных органах, а эта работа неизбежно оставляет отпечаток на складе характера. Не станет ли ваше правление, в случае прихода вас к власти, казахстанским аналогом правления Пиночета в Чили? Какой путь вы изберете для решения системных проблем для вывода страны из кризиса, в котором, судя по вашим утверждениям, мы находимся – закручивание гаек или дальнейшая либерализация?

- Вообще-то я - ни по своему мировоззрению, ни по методам работы - совершенно не считаю себя похожим  на Пиночета или других диктаторов. Но дело не в этом. Именно для того, чтобы отныне жизнь в нашей стране не зависела ни от каких «пиночетов», демократические силы и разработали программу преобразований, которую мы намерены воплотить в жизнь в кратчайшие сроки.

Например, мы кардинально сократим полномочия будущего президента и законодательно оградим государство от произвола его родственников. Согласно проекту нашей Новой Конституции Президент не может избираться более чем на один пятилетний срок, он возглавляет лишь исполнительную власть, равноправную с другими ветвями власти. При этом малейшая узурпация полномочий рассматривается как тягчайшее государственное преступление.   

Мы также кардинально расширим контрольные полномочия Парламента, введём выборность акимов, будем всемерно развивать местные представительные органы власти и институты гражданского общества, обеспечим соблюдение прав и свобод граждан по высшим мировым стандартам. Все эти меры обязательно приведут к тому, что наши граждане научатся смотреть на власть так, как на неё сморят во всем мире – как на сугубо прикладной механизм, который призван обеспечивать все условия для благополучной и предсказуемой жизни граждан. И все мы будем спрашивать с неё по всей строгости.   

Только такой путь позволит ликвидировать фундамент уродливой кланово-олигархической системы, серьёзно ослабить основы коррупции – а значит создать и современную, подлинно рыночную и социально ориентированную экономику, которая начнёт жить по прозрачным и цивилизованным законам. Соответственно, откроются принципиально новые возможности для развития малого бизнеса, для инвестирования в обрабатывающие отрасли.       

- В народе существует уверенность, что люди идут во власть только для того, чтобы обогатиться. Потому лучшие правители – старые, которые уже «напились нашей крови». А новые - «голодные», и потому начнут «хапать» с начала и в гораздо больших размерах. Где гарантия, что ваше правление станет исключением из этого правила?

- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Наша гарантия – это проект Новой Конституции, а также наша Программа преобразований «Путём справедливости – к достойной жизни», которой дали высокую оценку многие эксперты. Эта программа уже широко известна, там содержатся и  наш план действий, и наши идеи, среди которых – обеспечение справедливой доли каждого гражданина от реализации природных богатств страны.  

Я убеждён, что уже первые годы воплощения в жизнь этой программы позволят значительно улучшить благосостояние и качество жизни казахстанцев. Но даже короткого срока будет достаточно, чтобы люди  почувствовали, какая огромная разница между страной бесправия и страха и государством закона, свободы и  справедливости.

Я верю, что с этого времени созидание нового Казахстана уже никому не удастся повернуть вспять.

- Вы – уроженец юга Казахстана. Не станет ли ваше избрание началом перемен в кадровой и языковой политике, которые могут привести к дискриминации населения северных регионов? Каким вы видите дальнейшее развитие Алматы и Астаны? Каким вы видите решение проблемы государственного языка?

- К сожалению, «национальная карта» давно уже стала предметом беззастенчивых спекуляций правящего режима, тем жупелом, с помощью которого он пытается огульно дискредитировать нас в глазах русскоязычного населения. Мы же говорим и доказываем, что национализм (в самом худшем смысле этого слова) – это именно примета коррумпированного, живущего по «понятиям» кланового режима. Об этом во многом свидетельствует и выезд из нашей страны двух миллионов русскоязычных граждан в середине 1990-х годов, которым власть не сумела или не захотела придать уверенности в завтрашнем дне. Мы же провозглашаем государство закона, справедливости, абсолютного примата прав и свобод личности. Мы провозглашаем общество, где место и благополучие каждого работоспособного человека будет зависеть только от его знаний, труда и талантов.   

Я думаю, в наших программных документах уже заложены достаточные механизмы для защиты прав представителей всех этносов республики, всей уникальной общности, которую мы называем «народ Казахстана».

Но в перспективе нашей стране необходимо двигаться дальше, к европейским стандартам обеспечения прав национальных диаспор, которые доказали свою наибольшую эффективность.

Конечно, сложный вопрос – языковая проблема. Тем более что за последние полтора десятилетия власть так и не предприняла целенаправленных мер для её решения.

Сегодня я не вижу другого выхода  из этой ситуации, кроме разработки долгосрочной государственной программы, которая создала бы все условия, чтобы граждане осваивали казахский язык. По нашим подсчётам, для её реализации следует ежегодно выделять из бюджета не менее 100 миллионов  долларов. 

При этом следует добиваться качественного улучшения преподавания языка в школах, повысить уровень подготовки педагогических кадров, основательно заняться учебниками, методическими пособиями, широкой популяризацией казахского языка.

С другой стороны, казахский народ несет особую моральную, историческую ответственность за сохранение и развитие языков проживающих в  Казахстане этносов и их самобытной культуры. Поэтому мы говорим, что необходимо создавать полноценные условия и для преподавания русского языка, что, кроме всего прочего, будет означать новые возможности для приобщения казахстанцев к сокровищам русской и мировой культуры. Только такая, тщательно выверенная, сбалансированная постановка дела обеспечит решение языковой проблемы при сохранении нашего общего достояния - межнационального согласия. Другого пути просто не существует.

Применительно к Астане мы исходим из рационального принципа: что сделано, то сделано. В этот город уже вложены огромные народные средства, большой труд. Сотни тысяч казахстанцев уже почувствовали себя столичными жителями. Поэтому вряд ли есть необходимость кардинально менять статус Астаны.

Другое дело, что столица должна жить по таким же бюджетным законам, как и другие регионы страны. Пора прекратить непрерывный поток трансфертов республиканского бюджета в Астану, строительство нецелесообразных помпезных объектов. А за счет сэкономленных средств можно было бы увеличить финансирование здравоохранения.

В целом же нужно создать достойные условия жизни в любом уголке страны. Тогда и само понятие «столичности» перестанет вызывать  у многих людей чувства зависти и раздражения.   

 - Козырь нынешнего руководства страны – экономический рост. Сумеет ли ваша команда поддержать темпы роста? Вы обещаете увеличение благосостояния каждого казахстанца – так откуда возьмутся деньги? Не получится ли так, что мы уже сейчас начнем проедать свое будущее, оставив наших детей и внуков и без средств к существованию, и без полезных ископаемых? Не породят ли большие доходы населения еще большую инфляцию?

- В экономической части нашей программы предусмотрены десятки целенаправленных мер, которые в своей совокупности позволят нам в кратчайшие сроки уйти от сегодняшней «самоедской» системы экономики, при которой отвлечённые валовые показатели достигаются путем хищнического выкачивания недр.

Из всего этого я бы выделил следующие направления работы. Это - ликвидация сложившихся  антиконкурентных экономических механизмов в виде монополизма и «мутных» кланово-олигархических схем, преодоление опережающего роста сырьевой экономики по сравнению с несырьевой, создание основ для ускоренного развития человеческого потенциала Казахстана. 

Эти меры, а также подрыв политической основы коррупции и «крышевания», позволят резко улучшить инвестиционный климат, снимут неопределённость в принятии многих важнейших бизнес-решений, создадут новые качественные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Это тот путь, который позволит кардинально  увеличить доходы населения (а значит усилить внутреннее инвестирование) без риска большой инфляции. Ведь, упрощённо говоря, рост денежной массы будет соответствовать  росту реального производства.

- Большинство казахстанцев просто не знает вашу программу – это просчёт ваших политтехнологов? Разве ваша команда не прогнозировала сопротивление нынешней власти? Почему все ваши попытки предвыборной агитации оставляют только одно впечатление – о том, что оппозиция постоянно жалуется на притеснения со стороны власти? Какова позитивная составляющая вашей программы и каково в ней соотношение популизма и реальности?

- Конечно, все мы предполагали сопротивление власти, но многие из нас не представляли, что правящий режим, цепляясь за власть, буквально «пустится во все тяжкие», полностью отметая всякую мораль и законы. Сегодня против демократической оппозиции мобилизованы буквально все ресурсы государства, все возможности исполнительной власти и правоохранительных структур. Им, что, больше нечем заниматься, мало в стране проблем? Несмотря на заявления президента о проведении честных выборов, не прекращаются разного рода провокации, слежка за нашими активистами, их незаконные задержания и «профилактические беседы», изъятия и вандализм по отношению к нашей агитационной продукции и газетам, неправедные решения судов. Это не голословные жалобы, все это мы можем  подтвердить документально. Действительно, мы не всегда способны сами эффективно препятствовать этому произволу – потому  что, в отличие от власти, работаем только в правовом поле. И в этих случаях мы вынуждены апеллировать к общественности. Люди должны знать, что происходит вокруг них, как власть готовится к «честным» выборам.

Как  вы знаете, мы полностью лишены телеэфира, а из тысяч казахстанских газет независимые издания можно пересчитать по пальцам. Из всего перечисленного вы поняли, почему наша программа слабо доходит до широких слоев населения. Хотя при желании найти ее можно и у наших агитаторов, и на Интернет-сайтах. Но много ли в Казахстане, особенно в регионах, людей, которые имеют возможность регулярно пользоваться Интернетом? Тем не менее, эти обстоятельства являются для нас стимулом еще активнее пропагандировать наши идеи.

Возвращаясь к нашей программе, я хочу подчеркнуть, что каждое её положение абсолютно реально воплотить в жизнь, и в случае нашей победы мы сделаем это в кратчайшие сроки.             

- Седьмое опасение вытекает из шести вышеперечисленных. Существует версия, что проект «Жармахан Туякбай» - это изобретение политтехнологов нынешнего главы государства, призванное ослабить оппозицию и показать отсутствие реальной конкуренции нынешнему Президенту Казахстана. Причем изобретение беспроигрышное – если вы побеждаете, то обеспечиваете первому Президенту юридическую защиту и сохранность имущества, если проигрываете, то показываете, что даже объединённая оппозиция не играет в Казахстане никакой существенной роли. Ваше мнение об этой версии?

- Я часто слышал подобные экзотические версии и уже устал всерьёз их опровергать. Я вам так скажу – на описанный вами проект «Жармахан Туякбай» Президент мог бы пойти только в том случае, если бы он вдруг стал настоящим врагом самому себе и всей системе своей власти. За последние месяцы я объездил весь Казахстан, и я уверен, что мы сумели открыть глаза многим тысячам сограждан. Многие люди признавались, что именно после наших встреч они стали задумываться о том, в какой стране, при какой власти они живут. И сегодня в наши штабы обращаются тысячи казахстанцев, которые просят информационной и организационной помощи, чтобы пропагандировать идеи нашего движения «За справедливый Казахстан». Я убежден, что эту волну народного протеста против сегодняшней действительности, против бедности, произвола, коррупции власть остановить пустыми увещеваниями уже не сможет. Людям надоело смиряться и бояться, они хотят свободной и достойной жизни для себя и своих детей. Они хотят стать хозяевами на своей земле! И власть сразу же почуяла для себя эту опасность, вот почему в нас тотчас полетели камни со стороны науськанных уголовников, последовали нападения и провокации.

Но я каждый день вижу глаза казахстанцев, в которых зажглась надежда на изменения к лучшему. Такое забыть невозможно. И я не обману этих людей, я пойду до конца.                

Ответы на вопросы №№5,6,7 - в следующем номере «НГ»

Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в Президенты РК Ж. Туякбая

Тимур ГАФУРОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

СЕМЬ МИФОВ О ЖАРМАХАНЕ ТУЯКБАЕ
Кандидат в Президенты РК отвечает на семь неудобных вопросов «Нашей Газеты».