На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 42 (186)
20 октября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Линия судьбы
ПМЖ
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Либидо
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

У БЕНЗИНОВЫХ РЕК – КРУТЫЕ БЕРЕГА

Кризис – сегодня все, от водителя такси до министра, именно так определяют ситуацию, сложившуюся на рынке ГСМ.

Пока попытки стабилизировать положение больше напоминают судороги и доказывают лишь то, что в Казахстане вообще нет системы контроля за ценой на горючее, отсутствуют рычаги влияния на действия основных фигурантов этого рынка.

Плохие прогнозы – самые верные?

Напомним, что совсем недавно от высокопоставленных чиновников мы получали вполне оптимистичные прогнозы. Например, Бахыт Маханов, начальник отдела организации и переработки нефтепродуктов Министерства энергетики и минеральных ресурсов, сообщал «НГ», что «уже к концу сентября ожидается спад цен на бензин. Всем казахстанским НПЗ дан план до конца года переработать вместо запланированных 9 миллионов 800 тысяч тонн нефти – 11 миллионов 100 тысяч».  Специалисты Агентства регулирования естественных монополий и защиты конкуренции нас извещали, что решить проблему можно путем запрета на вывоз бензина из РК и сокращения объемов экспорта нефтепродуктов. Сентябрь миновал, премьер-министр своим постановлением запретил вывоз автомобильного бензина и дизтоплива. А цены – ни шагу назад.

Самыми верными оказываются безрадостные прогнозы потребителей.  Водители на 100% уверены, что цена уже не упадет. Она может снизиться на 3-5 тенге до января, а после Нового года взлетит опять, причем еще выше, чем сейчас. В том, что цены сбить не удастся никакими способами, не сомневаются и местные реализаторы горючего – как руководители крупных предприятий, занимающихся и оптом, и розницей, так и хозяева совсем небольших АЗС.

Шифруются, кстати, и те, и другие почище контрразведчиков. Мы задавали вопрос о причинах осеннего ценового скачка в области. В четырех наиболее крупных фирмах, занимающихся поставкой и продажей ГСМ в область, ответили примерно одинаково: «Цену повысили поставщики. Почему - нам не объясняли. Вот и мы в свою очередь подняли». 

Виноват Школьник?

Есть информация, что в области мелкие АЗС уже закрываются. Одна из владелиц небольшой заправки рассказала: «Я просто постоянный партнер одного из оптовиков. Они меня выручают. Беру у них по 72 тенге за литр. Продаю по 73, минус 50 тиын на акцизы. Смешной бизнес, не работаю даже на зарплату сотрудникам. Знаю, что мои партнеры сейчас берут бензин из России. Казахстанские заводы его  не поставляют, вывозят на экспорт».

Это самая ходовая версия о причинах бензиновой гонки. Заводы от обвинений открещиваются. Официальные версии, выданные «Нашей Газете», таковы: Атырауский НПЗ проводит технические работы согласно утвержденному графику, Павлодарский – на инвентаризации, а Шымкентский – в состоянии обслуживать только юг страны.

Тем временем ситуация в регионах обостряется. Заместитель акима Костаная Сакен Тукенов признался, что обстановка с пассажироперевозчиками очень напряженная. Местные органы власти продолжают ждать конкретных действий от власти вышестоящей.

- Ежедневно отслеживаю парламентские дискуссии, - признался Тукенов. - Сам даже не решаюсь делать какие-либо прогнозы, думаю, что цена все-таки снизится. Надеюсь на высший орган власти.

Здесь резонно спросить – а на что надеется сам «высший орган власти»? На парламентских дебатах министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник выглядел крайне неубедительно. Но пообещал провести расследование и выяснить причины роста цен на ГСМ. Сначала объявил результаты экспортных операций: в сентябре казахстанские НПЗ продали за рубеж бензина в 4 раза больше, чем за тот же период прошлого года. И уже в этот понедельник на совещании в Шымкенте попросил производителей и реализаторов ГСМ вернуть цены на прежний уровень. Однако никто никому ничего не обещал. Лишь реализаторы запросили от производителей «максимальной открытости» в ценовой политике. Министр пообещал им полный доступ к этой информации. Видимо, расследование можно считать завершенным.

Надо выкупать проданное

Кроме Школьника, ответственность за творящееся на рынке ГСМ мажилисмены возложили и на премьер-министра Даниала Ахметова. Неужели во всем виноваты только эти двое?

Сенатор Евгений Аман заявил «НГ», что государство упустило рычаги управления рынком ГСМ еще несколько лет назад. «К тому же, несомненно, существует сговор», - считает депутат. По его мнению, государство должно приобретать нефтеперерабатывающие мощности. Контроль даже над одним НПЗ будет существенно влиять на рынок ГСМ.

Об этом, кстати, гораздо раньше заявлял в открытом письме Нурсултану Назарбаеву лидер движения «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай. В частности он говорил, что «стопроцентно государственная национальная компания «Казмунайгаз» в целях своевременного и бесперебойного обеспечения отечественного рынка нефтепродуктами должна выкупить у «ПетроКазахстана» имущественный комплекс «Шымкентского нефтеперерабатывающего завода». Контрольный пакет акций также должен принадлежать «Казмунайгазу». Кроме того, государство должно «начать переговоры с нынешними владельцами Павлодарского нефтеперерабатывающего завода  о  выкупе и приобретении его активов в собственность».

Договор с крутыми

Но пока государство предпочитает иной путь, не рыночный. Запрет на вывоз бензина – как раз иллюстрирует это административное давление – против экономических реалий. «Я вообще не понимаю, почему в принципе рядовое повышение бензина на этот раз воспринимается с каким-то особым акцентом, - так отозвался на просьбу «НГ» прокомментировать ситуацию кандидат экономических наук, преподаватель КГУ Андрей Коваль. - Повышение происходило поэтапно, просто в данном случае замешана политика – предстоящие выборы президента. А в остальном – мы просто по-настоящему ощущаем влияние мировых цен. Ведь нельзя все время с одной стороны стремиться в ВТО, а с другой - быть абсолютно независимыми от мировой экономики». По мнению ученого, с нефтяными магнатами сегодня можно только договариваться. Государство упустило отрасль на заре суверенитета. Сейчас никто толком не знает, кто контролирует весь нефтяной бизнес.

Слегка «настучать по шапке» двум министрам легко. А к нефтяным магнатам так запросто не подберешься. Слишком крутые берега у их бензиновых рек. И пока они абсолютно беспрепятственно утекают за рубеж, разоряя массу казахстанцев.

P.S. На днях правительство РК намерено принять еще одно постановление об установлении механизма нетарифного регулирования цен на ГСМ. По мнению Владимира Школьника, это позволит пресекать чрезмерный экспорт. А премьер-министр подписал постановление «О взимании таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории РК товаров, выработанных из нефти». Ждите эффекта.

Ситуация на костанайском рынке ГСМ: цены и прогнозы

Название фирмы

Поставщики

Причина повышения

Прогнозы до нового года

Цена по состоянию на 19.09.2005 г.

«Бахыт»

Коммерческая тайна

Многие факторы

Цена не упадет

Аи-95 – 79 тнг
Аи-93 – 73 тнг
Аи-92 – 72 тнг
Аи-80 – 64 тнг
А-76 – 64 тнг
ДТ – 60 тнг

«Гелиос», филиал Алматинского офиса

Павлодарский НПЗ

Причины разные, в том числе и повышение мировой цены на нефть

Сложно сказать

Аи-93 – 73 тнг
Аи-91 – 71 тнг
Аи-80 – 64 тнг
Аи- 76 - 64 тнг
ДТ 60 тнг

 

«Иволга»

Россия

Поднятие цены на мировом рынке, слабая работа местных НПЗ

Цена должна снизиться

Аи-92 – 72 тнг
Аи-80 – 64 тнг
Аи-76 – 64 тнг
ДТ – 60 тнг

КостанайМунай-Онимдери»

Россия, Казахстан

Правительство недоглядело

Цена не вырастет, но и не упадет

Аи-98 – 81 тнг
Аи-95 – 79 тнг
Аи-93 – 73 тнг
Аи-92 – 72 тнг
Аи-80 – 64 тнг
ДТ – 60 тнг

Ольга ЛИХОГРАЙ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

У БЕНЗИНОВЫХ РЕК – КРУТЫЕ БЕРЕГА
Кризис – сегодня все, от водителя такси до министра, именно так определяют ситуацию, сложившуюся на рынке ГСМ.

ОПРОС
Что нужно сделать, чтобы снизить цены на ГСМ?