[an error occurred while processing this directive]
НИКОЛАЙ КОЛОДИЙ: «УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН НЕСТИ НЕ ЗНАНИЯ, А УМЕНИЕ ИХ ДОБЫВАТЬ»
Досье «НГ»
Николай Колодий. 32 года. Педагог. С 1993 года работал учителем, а затем завучем в Рудненской средней школе №1, той самой, которую в свое время и закончил.
Затем переехал в Костанай, работал в школе одаренных детей «Озат». Полтора месяца назад стал заместителем директора института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Женат.
Преподаватель или технолог?
- Николай Владимирович, за 12 лет работы у вас в активе довольно много достижений. Звание лучшего учителя, которое вы получили четыре года назад. Учебник по истории Казахстана для пятых классов, который вышел, помнится, в 2003 году. Да и послужной список впечатляет. В принципе, кривая карьерного роста идет вверх. Вот только от практической школы вы все дальше. Что так? Похоже, не держатся у нас в школе молодые и рьяные, нестандартно мыслящие. Тенденция.
- Не согласен. Не тенденция и не правило. Нормальный процесс – тех, кто выделяется, кто мыслит новыми категориями, выдвигают управлять школой. Школа сегодня очень меняется. И я не только о реформах, о сути говорю. Еще недавно главной целью школы что было? Знания. Сейчас ситуация меняется, мы стали ближе к западным стандартам. Главная цель сегодня - научить находить знания самостоятельно. Для этого требуется учитель-организатор, а это куда сложнее, чем просто преподаватель предмета. Можно что угодно говорить об уровне знаний тех же американских школьников, но когда американцу нужно что-то узнать, он не мечется в поисках информации, он знает, где искать. Если ему нужно срочно составить проект – он садится и делает. Он знает как. Его научили. Наш же человек, скорее всего, будет долго метаться, пытаясь понять, как уложить свои знания в необходимую форму.
Я считаю, сейчас проблема нашей школы в том, что педагогический процесс малотехнологичен. А нам нужны учителя, владеющие современными технологиями обучения.
- Вы – технолог?
- Пожалуй, да. Тут в чем смысл – Запад прекрасно считает деньги. Они готовят педагога, который владеет технологией преподавания и может без проблем учить языку, литературе, истории – всему гуманитарному циклу, или естественному. Они умеют считать деньги. Если говорить о себе – я учитель истории, могу проштудировать учебник русского языка и преподавать его. Считаю, это и есть современный подход.
- Тем не менее, реальный педагог, владеющий современными методиками, ушел из практической педагогики. Сначала из рудненской школы, потом из школы для одаренных детей. Ну ладно – обычная школа, но талантливые дети – это ж такой благодарный материал. Не жаль?
- Так сложилось. И хватит об этом. Я по-прежнему педагог-практик, преподаю историю в Костанайской СШ №2. Кстати, вижу рядом с собой много современно мыслящих учителей. Так что школа – живой развивающийся организм, а не стоячее болото.
- Школа не готова принимать учителей нового формата?
- Школа – это и есть люди, которые в ней работают. Сейчас те учителя, кому 25 – 35 лет, пытаются сориентироваться в обществе. Они уже мыслят по-новому. Теперь прибавьте к ним тех, кто придет следом. Думаю, десяти, максимум пятнадцати лет хватит для смены взглядов. Кроме того, уж поверьте, не все определяет возраст. Я встречал много педагогов предпенсионного возраста, которые мыслят удивительно современно.
Профильное образование, учебники и элитные школы
- Двенадцатилетка. Родители в ужасе, педагоги в ужасе, а что вы о ней думаете?
- Честно говоря, сначала я тоже был в ужасе. А потом понял: дело не в двенадцати годах обучения. Суть в профориентированности образования. Это правильно, это новый подход. Ребенок идет в первый класс в 6 лет. Обучение в начальной школе – пять лет, в основной – еще пять. Плюс два года – профильное обучение. В это время ребенок учится основам профессиональной деятельности. Так учат японцы, американцы, китайцы.
- А мы вообще-то к этому готовы? Например, кто будет преподавать детям в этой профильной школе? В условиях хронической нехватки кадров на селе, да и в городах специалистов нужного уровня и нужного профиля еще поискать.
- Высшая школа должна перестраиваться, конечно. Насколько я знаю, национальный педагогический университет имени Абая сейчас готовит разработки. Должна быть изменена система вузов, готовящих педагогические кадры. Выпускник колледжа имеет право работать в основной школе. В средней – только с высшим образованием. В профильной – исключительно педагоги высшей квалификации. На это уйдет время, конечно. Но если никуда не двигаться, то никуда и не придешь.
- Вы автор учебника. Я его читала и должна сказать: в отличие, да простит меня уважаемый автор, от аналогичного учебника по истории, по которому занимаются пятиклассники всего Казахстана, ваш написан внятно и просто. Но его, как я понимаю, используют единицы, да и то в качестве дополнительного пособия, а заумные параграфы официального пособия дети зубрят, не понимая их смысла.
- Я ничего не могу сказать о своем учебнике. Не знаю, сколько педагогов им пользуются и как, но проблема, о которой вы говорите, конечно, есть. И я полагаю, она вот в чем: у нас учебники пишут академики, автору книги для 5 класса – 70. Он в школе, наверняка, последний раз был лет пятьдесят тому назад. Он много знает, он ученый. Но фокус в том, что он пишет академическим языком, он не знает детской психологии.
По моему глубокому убеждению, учебники должны писать учителя-практики. А академики должны их редактировать на предмет соответствия изложенных фактов истории. И все встанет на свои места. Посмотрите, ведь так все и делается в России. Там и учебников – море, и свобода выбора огромная.
- Вот не надо нам про свободу выбора. В этом году казахстанские школы выбирают всего из двух вариантов учебников всего двух издательств, а путаницы – выше головы. Да и сами учебники…
- Об этом и Президент говорил на III-м съезде учителей. Дано задание пересмотреть существующую систему. Нужно вводить рыночную практику, нужно учиться выбирать. Вот вы говорите – в школах путаница. Нет у нас свободы выбора, поэтому и не умеем выбирать, не научились. Но научимся обязательно.
- Нужны ли нам элитные школы?
- Нужны. Вообще очень важно, чтобы были определены точки: куда нужно расти и ниже чего нельзя падать. При любом строе вводились знаки качества, какие-то стандарты. Лидеры нужны везде и всегда, это способствует прогрессу.
И потом, школы для особо одаренных детей – это не только учебные заведения, это своего рода исследовательские центры. Именно здесь идут обкатки новых технологий, методик углубленного изучения предмета, новых учебников.
Принципы. Педагогические и не только
- Мужчина в педагогике, которая у нас сплошь женская, – это трудно?
- Что женская – это, к сожалению, закономерно. Почему мужчины плохо идут в школы? Потому что им полагается деньги зарабатывать, а педагог в наших условиях – не добытчик по определению. Начнут платить – придут мужчины. Вы в советские времена много мужчин среди бухгалтеров видели? А стала профессия востребованной и успешной – появились и работники.
- А как вас угораздило прийти в школу?
- Угораздило… (смеется). Да я, если честно, и думать об этом не думал. Родители у меня были из рабочей среды, я сам после школы закончил СПТУ №1 с отличием, работал на комбинате и планировал учиться на управленца. Но я, видите ли, был комсомольским активистом, по старой памяти в школу забегал часто. А там меня директор Ольга Николаевна Лазарева все агитировала в педагоги. Ну и убедила. Поступил я в пединститут. Причем не с первого раза, год проучился на подготовительном отделении, учился заочно. Еще не доучился, как в школу перешел.
- А зарплата? Как вы на эти слезы согласились?
-Ну, положим, тогда, в 93 – 94-м живых денег и на комбинате не было, зарплату давали утюгами, одеялами, сковородками, бог знает чем. В школе платили крохи, но зато деньгами, так что этот вопрос не был для меня определяющим, а разница – особенно разительной.
- Проблемы, как поладить с классом, были?
-Не было, я всегда умел договариваться. Старался видеть перед собой не общую массу – класс, а конкретных людей. Нормальные у меня были отношения с учениками. Доверительные. Вообще считаю это очень важным. Можно, конечно, брови нахохлить, глаза сощурить – и будут от тебя по углам ученики разбегаться. Но это не уважение, только видимость. Я за нормальные человеческие отношения.
- Предпочитали работать с отличниками?
- Вообще-то лишние трудности специально не искал. Но оценка никогда не определяет сути ученика. Вообще, можно оценивать по двум параметрам: сколько сделано или что не сделано. Я всегда предпочитал исходить из того, что стакан наполовину полон.
Блиц
- Вы женаты?
- Женат. Недавно год исполнился.
- Имеете квартиру, дом, дачу, машину?
- (смеется) Из всего списка только квартиру. Недавно купили, взяли ипотечный кредит. Все остальное зависит от того, как государство будет относиться к школе.
- Ваша жена педагог?
- По образованию. В школу не пустил, преподает в институте. Это ненормально, когда муж и жена работают в одной сфере. Дома нужно отдыхать.
- Появится ребенок, в какую школу отдадите?
- Никогда не думал. Поживем-увидим.
Блиц
- Будете всеми силами делать из ребенка отличника?
- Буду стремиться, чтобы учился хорошо, но тыкать – нет.
- Три самых заветных желания.
- Они не про работу. Работа – это место, где желаемого добиваются, а золотая рыбка нужна там, где без везения – никак. Хочу, чтобы у меня были дети и чтобы они были хорошими. Хочу не знать, что такое нездоровье (ни на себе, ни на близких). Хочу быть успешным.
Чтобы получить всё остальное, нужно просто работать.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]