[an error occurred while processing this directive]
КОГО РАСТИМ?
Прошла неделя как ученики сели за парты, а учителя трудятся над планами уроков. Как и в каких условиях учатся наши дети? Насколько безопасно отправлять ребенка в школу? Где гарантии того, что от школьной мебели у ребенка не будет искривления позвоночника, а от мела – аллергии? В поисках ответов на эти вопросы мы обошли несколько городских школ, держа в руках санитарные нормы и правила.
Свет и цвет
Мы давно и прочно перестали обращать внимание на мелочи, которые делают нашу жизнь неправильной и неудобной. И, наверное, напрасно. Потому что привычка – это вторая натура. А натура – это характер.
Костанайская гимназия им. Горького. Подробно рассмотреть не удалось, администрация была очень против. Но в одном из кабинетов успели заметить парты черного цвета, что согласно санитарным нормам и правилам (СНИПам) запрещено. Кроме этого возле здания школы в непосредственной близости от стен растут деревья. Деревья, конечно, хорошо, учитывая, сколько полегло их после возведения коттеджей прямо в центре города, но по тем же санитарным нормам: минимум от стены до дерева должен составлять 15 метров. Иначе, считают специалисты, страдает освещение в классах.
Самым «обросшим» строением можно назвать здание школы №8. Деревья здесь в метре от стены стоят плотной завесой. Хотя, как считают педагоги, на освещенность это сильно не влияет, да и «жалко же их спиливать».
По словам Ларисы Егизбаевой, главного специалиста ГУ Управления госсанэпиднадзора по городу Костанаю, деревья жалко, но они загораживают естественный свет.
- Их необходимо срезать – это ведь здоровье наших детей. Также не допускаются высокорастущие цветы на окнах, по крайней мере, половину окна они закрывать не должны.
Кстати, с зеленью отменно работают в начальной средней школе 5А. Цветы и деревца здесь высажены и скомпонованы так, что и по коридору любо прогуляться, и в кабинете посидеть, и света меньше не становится.
Сорокалетие по нормам
Не все старое плохо. Не все современное хорошо. Это мы поняли, побывав в школе №122, расположенной в Костанае-2, где большей части мебели действительно за сорок. Сорокалетние столы со стульями санитарным нормам нисколько не изменили, и продолжают служить. «Главное - это как за всем ухаживать», - говорит директор школы. И он прав. Только здесь наши корреспонденты увидели специальные цветные ростомеры на дверных косяках.
Зачем? Подходит ученик к ростомеру, определяет, какой цвет соответствует его росту, и усаживается за стол с маркировкой такого же цвета. Если кто из родителей более центровых и тем паче сельских школ назовет еще хоть один класс, где эта нехитрая процедура проводится, – будем рады.
В СШ №1, которую год назад постиг капитальный ремонт, два класса для первоклашек оборудованы столами, которые вообще могут санитарными врачами не проверяться. Они способны становиться выше, в зависимости от нужд того, кто сидит за таким столом.
Но и только. В большинстве школ и в большинстве классов столы и стулья рвут колготки, делают затяжки на брюках и не желают «прогибаться под изменчивый мир» детей и подростков.
Никто нигде и слыхом не слыхивал о мягкой школьной мебели. А ведь каждый сидящий на месте клерк скажет, что даже удобное сиденье, спинка и прочие изыски не избавляют после трех-четырех часов сидения от боли в спине. А если еще и стол не по росту. Ау, хорошая осанка и здоровый позвоночник!
Дело в сортире
Отвлекусь от темы и расскажу историю, являющуюся чистой былью. Когда в 1997 году в Пешковке строили мельницу знаменитой чешской фирмы «Прокоп», в деревню приехал чех. Первое, что он сделал – попросил мужиков показать ему местный сортир. Те показали. Чех молча построил рядом свой «курятник», утеплил его, установил унитаз и приспособил к индивидуальному заведению замок. Мужикам же, когда те головы чесали да хихикали, сказал примерно следующее:
- Ничего вы не понимаете. Теплый, чистый, удобный туалет – это главное.
До понимания европейского откровения нам – как до неба. И нашим детям будет не ближе, если учесть, как и в каких условиях они вынуждены справлять свои физиологические надобности. Как утверждают специалисты Запада, масса заболеваний среди школьников связана именно с необорудованными отхожими местами. Ни в одной школе, которые мы посетили, туалеты не соответствовали не то что мудреным СНИПам, а простым человеческим потребностям. К примеру, элементарного рулона туалетной бумаги не оказалось ни в одной из школ. «Седушки» на унитазах были замечены только в гимназии имени Горького. Грамотно решен вопрос в СШ №1, где в прошлом году на ремонт потратили порядка 245 миллионов тенге. Там стоят вмонтированные в пол унитазы.
В школе №8 в туалете не оказалось воды. Как заметил завхоз школы, это временное отключение, и «обычно вода есть». Этой школе за последние полтора десятка лет только в этом году было выделено полтора миллиона тенге из городского бюджета на реконструкцию водопровода и ремонт системы отопления. В остальном школа выживает за счет родительских средств.
Как считает Лариса Егизбаева, конкретно по туалетам в этом году учебными заведениями проведена большая работа.
- Проделаны частичные ремонты систем водоснабжения и канализации практически во всех школах. Кроме этого, ведется обновление туалетных помещений. Конечно, может, не теми темпами, как хотелось бы, но туалеты обновляются и приобретают эстетический вид. Есть, конечно, такие школы, где вообще туалеты в страшном состоянии, но по допустим по проектному количеству, все школы практически выдерживают. В восьмой школе, например, еще при строительстве была допущена строительная ошибка и ряд туалетов не могут запустить. В общем, мы сдвинулись в этом отношении с мертвой точки, и налицо улучшение, - рассуждает Егизбаева.
Но пока мы двигаемся от «мертвой точки», пятые точки наших школьников – и не только они – в опасности. В селах, например, далеко не все школы имеют теплые туалеты.
Кстати, сейчас, когда в Костанае зафиксирован рост заболевания гепатитом, особенно бросается в глаза: в школах есть только холодная вода. А насчет мыла или одноразовых полотенец мы даже и не заговаривали, чтобы не смешить педагогический состав.
Данные по распределению бюджетных средств среди учреждений образования города Костаная на 2005 год
учреждение |
Объем запланированных работ |
Сумма |
СШ №2 |
Кровля, отопление |
3,5 млн. тнг |
СШ №4 |
Канализация, частичное отопление |
0,3 млн. тнг |
СШ №5 |
Кровля, отопления |
1,5 млн. тнг |
СШ №6 |
Отопление |
0,5 млн. тнг. |
СШ №7 |
Кровля, отопление |
1 млн. тнг. |
СШ №8 |
Фасад, кровля |
4,5 млн. тнг |
СШ №11 |
Отопление |
0,2 млн. тнг |
Гим. им. Горького |
Кровля |
2,4 млн. тнг |
СШ №16 |
Кровля, отопление |
3,5 млн. тнг |
СШ №19 |
Канализация, отопление |
0,3 млн. тнг |
СШ №30 |
Канализация |
0,1 млн. тнг |
СШ №115 |
Отопление, водопровод |
0,1 млн. тнг |
СШ №1 |
Канализация, туалеты, частично отопление |
0,5 млн. тнг |
СШ №3 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №4 |
Канализация, электроснабжение |
0,1 млн. тнг |
СШ №5 |
Канализация, частично отопление |
0,1 млн. тнг |
СШ №9 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №10 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №13 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №14 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №15 |
Канализация, частично отопление |
0,15 млн. тнг |
СШ №18 |
Текущий ремонт: отопление сан. техника, мебель |
25 млн. тнг |
СШ №24а |
Капитальный ремонт |
100 млн. (респуб. бюджет) |
СШ гимназия |
Текущий ремонт (кровля, отопление) |
3,5 млн. тнг |
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]