На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 36 (180)
8 сентября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Квартирный вопрос
Арт-обстрел
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

История успеха  
[an error occurred while processing this directive]

АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ: «ЖИЗНЬ ИДЁТ В РИТМЕ САМБЫ»

Руководитель и дирижер муниципального джазового биг-бенда Костаная Александр Евсюков – человек известный не только в музыкальных кругах. Знаковая фигура в творческом бомонде области. И по-своему уникальная. Джазмен и саксофонист всегда предпочитал быть именно джазменом и саксофонистом, а не общественным деятелем, лицом приближенным или другой какой маской, излюбленной провинциальной творческой интеллигенцией. 

 «За музыку «Битлз» вызывали в горком…»

 - Когда вы начали заниматься музыкой?

- С малых лет я стал заниматься игрой на кларнете и саксофоне. Ко времени учебы в институте я уже прилично освоил эти инструменты. В институте руководил студенческим ансамблем. Когда пошел служить, то меня сразу же отправили в ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа. Там я и прослужил. Там же поступил в Шауляйский музыкальный техникум. Окончил его экстерном. По окончании службы вернулся назад в Костанай. Здесь меня ждали родители и любимая девчонка.

- Музыкальная карьера в Костанае сложилась?

- Первые годы я  работал в музыкальном оркестре, который играл в городском парке. В 1969-м году, когда был построен Дворец культуры профсоюзов, его директор пригласил меня создать во дворце эстрадный оркестр. Я принял приглашение. Через несколько месяцев, накануне нового года, как раз 29-го декабря, был дан первый концерт. Активную концертную деятельность мы начали в начале семидесятых. Играли популярную джазовую музыку, которая была у зрителей на слуху. Сейчас перешли на более концептуальные и сложные вещи.

С 1973-го года я работаю художественным руководителем областной филармонии. Джазовый оркестр возглавляю параллельно.

- Что изменилось с тех пор?

- Изменений много. Раньше наше творчество было под колпаком. Каждое произведение прежде должно было быть прослушано, без резюме художественного совета исполнить что-то новое мы не могли.

- В свое время джаз вообще был не в почете. На вас и доносы писали за то, что вы не ту музыку играли.

-  Было такое. Мы тогда не только джаз играли. На пике популярности в то время был «Битлз». Мы исполнили некоторые их композиции. После были разборки на уровне горкома партии. Без этого, наверное, и не могло тогда обойтись. Нам приходилось исполнять музыку, которую наверху считали правильной и основообразующей. Сейчас, слава богу, таких перекосов нет.

- Какие моменты своей судьбы вы можете назвать поворотными?

- Поворотным для меня, пожалуй, был 1973-й год, когда ушел работать в филармонию художественным руководителем. Многие, в том числе и известные артисты, меня отговаривали от такого шага. Дескать, куда ты идешь, это постоянная жизнь на колёсах, артисты же «съедят». Говорили, что больше трех-пяти лет я на такой работе не продержусь. Но о принятом решении я не пожалел. Работаю на этой должности больше 30-ти лет. У меня хорошие исполнители, коллективы. Без бахвальства могу сказать, что наша филармония и наши коллективы - лучшие в стране. Мы это доказали на деле. Наши концерты, проводимые в соседних областях, Астане, России вызывают бурю восторга. Ведущие мастера, которых мы приглашаем для проведения мастер-классов, высоко отзываются об уровне наших солистов. Наших людей зовут в Россию, дальнее зарубежье. Некоторые уезжают, но в целом коллектив стабильный.

- Музыка – это работа или хобби?

- Конечно работа. А джаз - хобби.

Самый свингующий оркестр

- Ваш оркестр играет классический джаз. Но ведь у джаза много направлений. Вы намерены играть что-то новое?

- Классический джаз мы играли раньше. Еще лет пять назад мы были законсервированы на исполнении музыки, которую американцы исполняли в 40-60-х годах прошлого столетия. Сейчас переключились на более прогрессивные и современные стили и направления.  Играем музыку в стиле латино, фанк, джаз-рок, фри-джаз. Прежнюю классическую основу творчества мы отодвинули на второй план. На последнем международном джазовом фестивале в Астане наша программа вызвала большой интерес. Нас назвали самым свингующим оркестром из всех. Конечно, такое признание для нас приятно.

На этом же фестивале в Астане после выступления нашего джазового биг-бенда одна женщина вышла на сцену и сказала: «Вот, приехал оркестр из провинции и так сыграл, что всех нас очаровал. Наши играют не так».

Поневоле захотелось ей возразить: а давно ли Астана сама была провинцией? Несмотря на столичный статус менталитет у астанинцев все тот же провинциальный. Хотя подобные слова я воспринимаю с улыбкой.

Уверен, что на следующем джазовом фестивале, который состоится в Костанае, уровень выступлений будет на порядок выше. Я хочу объединить всех казахстанских любителей джазовой музыки на нашем фестивале. В Астане такая цель не стоит. Они в основном приглашают исполнителей из-за рубежа. Мы же хотим создать свой казахстанский джаз, чтобы потом замахнуться на мировой уровень.

- Как развивается джаз сейчас в целом по стране?

- Число коллективов растет. В 70-е годы, когда мы начинали, в Казахстане было всего 3-4 джазовых оркестра. Сейчас они есть в каждой области. Интерес к джазу растет. Гораздо чаще организуются концерты джазовой музыки. Если бы чуточку наше государство уделило больше внимания музыке, не только классической и не только в столице, тогда, наверное, произошел бы настоящий всплеск творческого подъема у наших музыкантов.

- Какие проблемы мешают полноценно развиваться?

- Есть проблемы с подготовкой музыкантов. Раньше в каждом Доме культуры, школе, вузе была аппаратура, инструменты, развивалась самодеятельность. Сейчас все это развалено. Для школ и вузов купить профессиональное оборудование, хорошие инструменты - проблема. Молодые люди, которые хотят играть, не могут найти применение своему таланту. Многие приходят к нам, просят о помощи, но мы не в состоянии принять всех. У нас своих исполнителей почти 400 человек. Проблема эта республиканского уровня. Сельские клубы надо восстанавливать, организовывать самодеятельность. Тогда молодежь уже знакомая с музыкой будет продолжать совершенствовать свое мастерство в музыкальных училищах и академиях.

Нам было бы проще работать, если бы в Костанае была хорошая учебная база для обучения музыкантов. Долгие годы в областном центре не было музыкального училища, только в Рудном. Когда у нас появилось культпросветучилище, там было открыто отделение духовых инструментов. Увы, просуществовало оно недолго. Позже появился музыкальный факультет в КГУ. Но и там был только один выпуск духового отделения. Сейчас есть отделение в пединституте, в этом году также открыт факультет в КСТУ. Думаю, это даст какой-то толчок развитию музыкального образования в нашем городе. Однако нам также нужны эстрадно-джазовые отделения. Они привлекут много абитуриентов, но есть они только в столице.

- Не пробовали приглашать музыкантов оттуда?

- В оркестрах Астаны и Алматы играют люди с консерваторским образованием. Чтобы пригласить выпускника из столицы, ему надо платить соответствующую зарплату. Их непременное требование - чтобы оркестр гастролировал за рубежом. Конечно, все музыканты у меня как минимум со среднеспециальным образованием. Но для многих из них работа в оркестре не является основной. Чтобы зарабатывать деньги, они вынуждены работать кто водителем, кто электриком. Есть даже сантехники. Одна музыка их не прокормит.

- Многие вас считают человеком неконфликтным, умеющим ладить со всеми. Можете ли вы пойти против воли начальства?

- Нельзя сказать, что я неконфликтный. Я не всегда могу себя сдержать. Часто бываю резким, могу и накричать. Я не приемлю, когда люди чего-то подолгу не понимают, когда приходится доказывать прописные истины. Не приемлю обмана, необязательности и непунктуальности. Бывают у меня конфликты и с руководством. Каждый любит судить о нашем искусстве, нашей работе. Иногда складывается впечатление, что все у нас умеют профессионально танцевать, петь и играть. Все считают себя режиссерами. Конфликты возникают, когда некоторые руководители пытаются навязать свое видение, указывают, что делать и как. Если в душе я не согласен, то делать этого не буду. К счастью, в этом плане у нас сейчас руководители нормальные.

- Филармония всегда считалась храмом искусства. Остается ли она им сейчас?

- По сути, она остается единственным храмом искусства. Я уже говорил, другого нет вовсе - ни на селе, ни в городах. Где сейчас Дворец профсоюзов? Вся тяжесть развития музыкального искусства легла на филармонические коллективы.

«Муза у меня одна…»

- Самая большая любовь в вашей жизни?

- Любовь в жизни у меня одна. Это моя жена. Я женился, когда мне было 22 года. Почти сорок лет мы живем вместе. Эта женщина меня поддерживает, направляет, критикует, требует, чтобы я осмысливал поступки, которые я совершаю. Вторая моя любовь, это, конечно, музыка. 

Моя жена по специальности преподаватель иностранных языков. Сначала работала в школе, потом - заведующей отделением иностранных языков в институте усовершенствования учителей. Но после рождения сына Сергея сменила должность на более спокойную.

- Ваш сын пошел по вашим стопам?

- Нет. Он, как и мама, закончил иняз. С музыкой Сергей «завязал» после пяти лет учебы в музыкальной школе. Пришёл и сказал, что больше заниматься не будет. Музыка не его стезя. Может, в этом есть моя вина, может, и педагогов.

Сейчас Сергей занимается бизнесом. Вместе с женой переехал в Актюбинск. Жаль, что внуков у меня пока нет. В целом семья у меня замечательная.

- Вы считаете себя успешным человеком?

- Да. Я доволен свой жизнью и не вижу в ней тёмных сторон. Я рад и благодарен людям, с которыми работаю и в филармонии, и в оркестре. У нас ведь одна работа и одни цели.

 

Блиц

- Самое желаемое событие, которое может с вами произойти?
- День рождения.
- Нежелательное?
- Уход на пенсию.
- Могут музыканты вашего оркестра своим творчеством заработать на жизнь?
- Не все.
- Какая у них зарплата?
- 9-10 тысяч тенге.
- У вас есть машина?
- Да, «ВАЗ-21099».

Блиц
- Какой подарок вы в последний раз дарили жене?
- Цветы.
- Вы носите шляпу только на сцене?
- Да!
- С какой танцевальной мелодией вы ассоциируете свою жизнь?
- Самба.
- Вы просите Бога об исполнении единственного желания. Какого?
- Добра для всех.
- 60 лет это много?
- Да, очень!

Руслан ИЛЬЯСОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ: «ЖИЗНЬ ИДЁТ В РИТМЕ САМБЫ»
Руководитель и дирижер муниципального джазового биг-бенда Костаная Александр Евсюков – человек известный не только в музыкальных кругах. Знаковая фигура в творческом бомонде области. И по-своему уникальная.