На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 26 (170)
30 июня 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Поиск
Качество жизни
Зверские дела
Спорт
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ЛЮДМИЛА МУЗЫЧКО: «НЕЗАРЯЖЕННОЕ РУЖЬЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛЯЕТ»

Каждый год в экспедиции

- И все-таки расскажите немного о себе…

- Родилась в Туркмении. Отец был военным, последним местом его службы стал Костанай. Здесь я закончила школу. Работала в лаборатории геологоуправления. Потом - учеба на химическом факультете в Ленинградском университете. Вернулась в Костанай. Второе высшее образование получила уже в Костанайском пединституте. Работать здесь начала лаборантом, чуть позже ассистентом, после - старшим преподавателем, доцентом. Все эти годы занималась наукой.

- Сколько лет вы работаете в институте?

- Так и хотите, чтобы все подумали, что я уже бабка (смеется). Много лет.

- Вы до сих пор ездите в экспедиции?

- Почти ежегодно. Чаще всего в июле. Очень часто бываю в экспедициях международных. В этом году собираемся в экспедицию по Уралу, Предуралью, по северному Казахстану. Будем собирать материал по уникальной группе растений галофитов. Это те виды растений, которые способны забирать соль из почвы. То есть будем изучать использование растений в процессе фитомелиорации, рекультивации, возобновления почвы, плодородия, нормального солевого состава.

- Вы стояли у истоков научного общества учащихся в Костанае?

- В 1985 году, когда только организовалось НОУ, из школ к нам приходили целыми классами ребята, желающие заниматься наукой. Начинали мы с простых гигиенических вопросов. Вот, к примеру, приходят они, в коридоре стоят с пирожками. Говорим, знаете ведь, что нельзя грязными руками… Они в ответ: «Но они такие вкусные». Ладно, мы тут же берем смывы с их рук. Вырастили колонии микроорганизмов в термостате. Когда ребята пришли в следующий раз, я убедилась еще раз в том, что лучше действительно один раз увидеть. Из одного невидимого микроорганизма выросла целая колония.

 

«Мы доказали, что у нас не чистая вода»

- Какими открытиями вы гордитесь особенно?

- Работ толковых достаточно. Изучали и почву, и воздух, и воду. Начиная с 1986-го года, мы много слышали о том, какая у нас кристально чистая водопроводная вода. Поскольку я вела микробиологию, меня очень заинтересовало, какая же микрофлора может находиться в питьевой воде.

- И что же вы выяснили?

- У нас основной вид очистки – хлорирование. Один килограмм хлорной извести очищает более 300 000 кубов воды. А хлор такой галоген, который даже в ничтожной концентрации убивает все живое. До 92-го года мы осваивали методы, постоянно перепроверяли, исследовали. Все время приходили к одним и тем же результатам: у нас в воде большое содержание нитратов, железа, общего, иногда даже аммонийного азота. Эта работа по воде прошла конкурс в Германию. Она стала одной из лучших. 

- Вы огласили результаты публично?

- Результаты впервые опубликовали в 1997-м году. С этого времени житья нам не было. Как только нас не называли: и учеными-самоучками, и… Да чего только не говорили. Конечно, если воду сливать полчаса, она по отдельным показателям соответствует нормативам. Но если сразу брать из-под крана, то её невозможно ни с чем сравнивать. Почему? Элементарно – у нас старая водопроводная система, которую надо было менять давным-давно. У любой детали есть срок эксплуатации. На это, как я понимаю, выделяются определенные средства. Однако у нас начинают менять трубы, только когда случается крупная авария. А ведь в металлических трубах идет коррозия, где-то образовываются трещины. Даже суперчистая вода, идущая со станции водной очистки, будет загрязняться вторично, уже непосредственно в водопроводной системе. То, что приходит к нам в квартиры, далеко от того, что получают на станции водной очистки.

- И сейчас с вами не согласны?

- Мы получали очень много шишек до 2001-го года, до тех пор, когда в Алматы прошел саммит по проблемам питьевой воды. Представители многих государств отмечали низкое качество воды. Тогда, помнится, Валерий Полешко в телевизионном выступлении признал, что вода не соответствует нормативам, и это связано именно с состоянием водопроводной системы. Но мы не решим проблему, если заменим 4, 8, 12 километров труб. Менять надо минимум 30 километров труб.

- Чем все-таки чревато употребление воды из крана?

- 80% заболеваний на планете - это доказано! - связано с употреблением некачественной воды. Этим обусловлена масса заболеваний, песок, камни в почках, печени. Как бы нас ни уверяли в безопасности, но тот же хлор убивает все живое. Так что мы истребляем и собственную микрофлору. Везде, где используется хлорирование, большой процент больных дисбактериозом. Главное, в воде, где имеется хлор, могут образовываться диоксины. А это токсиканты первого класса опасности. И сейчас диоксин обнаруживают даже в женском молоке.

 

Чистое топливо – ложь!

- Одним словом, жить вредно?

- Токсичные вещества поступают в организм с пищей, водой, воздухом. Нет в организме человека ферментов, которые бы перерабатывали токсичные вещества. Вот они и накапливаются до определенного предела. Вообще, в 1992-м году на первой экологической конференции в Рио-де-Жанейро Питер Майер, обращаясь к собравшимся, сказал: «Каждый из вас является носителем по крайней мере 500 видов несвойственных природе человека органических веществ, о которых до 1939-го года не было известно ничего». Вот почему сегодня остро стоит вопрос очистки организма от всего того хлама, который накапливается и мешает организму нормально функционировать.

- Как очищаться?

- Это вопрос специалистам. По крайней мере, не нужно пить воду из-под крана.

- Сегодня много споров по поводу эффективности бытовых фильтров очистки воды…

- Фильтры – не панацея. Более современных методов, чем сама природа, пока не придумано. Но никакие фильтры нас не спасут, пока не будет усовершенствована распределительная водопроводная сеть.

- Что скажете о воздухе?

- Смотришь рекламу – все продают чистый бензин. Но когда выпадает снег… Я уже не говорю об очевидном механическом загрязнении. Мы проводили исследование. 50% дафний, помещенных в трехдневную снежную воду, спустя трое суток просто погибли. Грязное топливо используется у нас.

- Сейчас много говорят о том, что транспорт на газе экологически чище…

- При сжигании газа образуются также токсичные вещества. Но он действительно чище, там нет свинца. К примеру, в Бразилии используют в основном спирт как горючее топливо. Сейчас у них проблема в том, чтобы сделать спирт менее оводнённым, более экономным при сжигании.

 

Без толку

- Не раз вы поднимали проблему свалок. Кажется, есть сдвиги – во многих местах их загородили, повесили таблички с размером штрафа за загрязнение

- А что толку? Там ведь идет разложение, дышать нечем. Как там можно жить?

- Что вы предлагаете?

- Необходимо непрерывное экологическое образование. Я в Голландии удивлялась: надо же, как поднатаскали перед встречей с делегацией детей, что они даже говорят одинаково. Побыв там некоторое время, я поняла, что пять приоритетов, которые называли нам и дети, и студенты - их реальное ощущение. Так вот пять приоритетов молодых голландцев:  здоровье, получение хорошего образования, работа в хорошей корпорации, создание здоровой семьи, здоровое поколение.

- Что еще удивило в той поездке?

- В компании «Филипс», которая в своих приборах использует ртутесодержащие лампы, ежегодно отчисляют миллионы на демеркуризацию ламп. Кроме того, компания ежегодно работает над сокращением содержания ртути в лампах. Они постоянно отчитываются о потраченных средствах. Еще мы встречались с фермерами. Один из них с гордостью рассказывал, что его сын занимается производством экологически чистого сыра,  другой шьет экологически чистую одежду. Тогда я поняла - это не репетиция, это их менталитет. Там у них не увидишь, чтобы кто-нибудь рвал цветы. Что у нас? Мы вывозили детей в экологические лагеря, в палатках у всех сразу появились букеты, обломанные ветки пошли на колышки. Это наш менталитет - балансируем на грани: авось, небось и как-нибудь.

 

Жесткий контроль

- А кто должен контролировать?

- Управлению экологии одному не справиться. Мне кажется, должны быть отраслевые организации, специализирующиеся на проверке, к примеру, того же бензина. Нужны более точные приборы. Нужно финансирование. Все штрафы должны идти в бюджет города. А ведь очень много анализов не проводится только потому, что у нас нет необходимых реактивов. И все же самое главное - нужен жесткий контроль.

- Сейчас много говорят об озеленении города…

- Говорят... Мы много вырубали, но мало сажаем. Хотя сейчас многие стараются что-то посадить. Отрадно. Но главное не посадить, не воткнуть в землю, а сохранить. Деревьям элементарно не хватает воды. Еще одна беда – в основном сажают сосну – дерево, которое от сильного загрязнения погибает. А мы его сажаем в придорожной зоне. Абсурд! Кроме того, у нас возможно вырубить деревья и выстроить на месте аллейки коттедж. Когда-то еще Тимошечкин обещал каждый год ввести в управлении архитектуры единицу фитодизайнера. Он стал притчей во языцех, но так и не появился. Никто не следит за этим. Также никто не следит даже за самим центром. Мало того, что там тени нет – там просто лысо. И в самое пекло гуляет пони. Идешь в жару и дышишь испражнениями животного. Поражает одно - куда смотрит архитектура? Если мы называем себя городом, тем более современным и красивым, то и должны быть таким.

Ксения БАРАБАНОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЛЮДМИЛА МУЗЫЧКО: «НЕЗАРЯЖЕННОЕ РУЖЬЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛЯЕТ»
Энергия этого преподавателя много лет удивляет поколения студентов. Работа в вузе успешно сочетается с научной деятельностью, поездками за границу, экспедициями.