На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 22 (166)
2 июня 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
Зона контроля
Абонентский ящик
Абитуриент-2005
Поиск
Автосалон
Копнем и уроем
Спорт
Магазин
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК

Пятое июня – Всемирный день защиты окружающей среды. Для человека совершенно естественно желание дышать свежим воздухом. С другой стороны, стремление бизнесменов заработать деньги и тем самым пополнить местный бюджет власть имущие «уважают» как-то больше. Вот и согласовывают предприниматели со всеми контролирующими инстанциями отводы земли под АЗС и автостоянки. Вроде бы требования закона соблюдены - согласие на строительство получено. Вот только чьё согласие?

А если ЧП?

Судя по примерам, открытие АЗС и автостоянок вне всяких норм стало в нашем городе нормой. Жители не одной многоэтажки практически в каждом районе города (на улицах Карбышева, Каирбекова, в 9 микрорайоне) давно прочувствовали все «прелести» существования бок о бок с круглосуточными АЗС, стоянками, где днем и ночью рычат моторы машин.

Чьими интересами руководствуются власти, разрешая постройку заправок и стоянок вблизи домов? Интересами жителей города или интересами нефтяных бизнесменов? Почему люди должны жить в непосредственной близости с экологически вредным объектом? Это основные вопросы, которыми озабочены жильцы домов близ АЗС и стоянок авто. Люди действительно боятся. Боятся, что в случае чрезвычайного происшествия на воздух взлетит не только сама АЗС, но и жилые дома, расположенные рядом. Боятся за здоровье своих детей, которые вынуждены вдыхать бензиновые пары и выхлопные газы.

А еще они категорически не согласны с проведенными замерами санитарной зоны. Во-первых, с занижением класса опасности АЗС, с тем, чтобы санитарный разрыв между границами заправки и жилой зоной составлял не 100, а 50 метров, или не 50, а 25. Во-вторых, считают (и, как мы выяснили, не без оснований), что даже 50-метровое расстояние здесь не выдерживается, не соответствует санитарным правилам и нормам.

Проблемы не нужны

Не станем называть конкретные АЗС (это дело контролирующих органов), но замеры расстояний от них до жилых домов действительно показывают довольно серьезные отклонения. Впрочем, для этого не нужна рулетка – все и так очевидно. Так же как заметно и действительное количество машин на стоянках - от этого показателя напрямую зависит возможная удаленность стоянки от домов. Печальнее всего, что большинство жалоб и недовольств жильцов по поводу такого положения вещей не выходит за пределы дворов. А те, кто, как и в нашем случае, решается сообщить в СМИ,  настаивает на том, чтобы их имена остались «за кадром».

«Я опасаюсь за детей», - заявила нам молодая женщина, жительница 9 микрорайона, окна которой выходят на стоянку. «Мне не нужны проблемы. Все равно на своем месте все останется», - очень похоже отреагировал на наш вопрос пожилой мужчина, житель дома по улице Кубеева, практически впритык к которому стоит автозаправка. Многие жильцы домов с подобным соседством чаще говорили, что в доме есть инициативные группы, которые якобы и письма депутатам отправляли, и заявления в прокуратуру писали. К сожалению, открыто высказать недовольство никто не решался.

Без шума и пыли

СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» допускают размещение в пределах селитебной территории (иначе говоря, жилых кварталов) промышленных предприятий, не выделяющих вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, с условием, что расстояние от границ участка до жилых зданий будет не менее 50 м. Но можно ли считать АЗС непожароопасными и невзрывоопасными?

В советское время строительство автозаправочных станций производилось строго по нормам пожарной безопасности. В чем они заключались? У АЗС есть свои критерии мощности станции – количество условных заправок в сутки. Подъехал автомобиль и заправился на 10 или 90 литров, условно считают 50 литров. За сутки работы АЗС автомобилей может заправиться 100, 300, 1000 единиц, это число и есть мощность АЗС. Умножим на условные 50 литров и определим количество топлива, необходимое для содержания его в резервуарах АЗС: 5 000 л, 20 000л, 50 000л. Чем больше запас, тем приятнее торговать, но больше опасность в случае взрыва. Например, единичная емкость 25 000 л при взрыве вздыбит воронку диаметром 20 метров, в радиусе 100 метров живые объекты будут поражены…

Вообще, не хватит газетных строк, чтобы написать обо всех нарушениях, связанных с возведением АЗС и автостоянок в черте города. Архитекторы, экологи, пожарные, санврачи, обязанные по долгу службы следить за подобными опасными объектами, чуть ли не в один голос твердят, что все заправки расположены в соответствии со всеми нормами и правилами. Более того, нас уверяют, что сейчас на АЗС такое современное оборудование, что атмосферу они не загрязняют и из искры там никогда не возгорится пламя.

Живое - гибнет

Из всех, с кем пришлось разговаривать во время подготовки материала, лишь один человек дал аргументированную оценку ситуации - Людмила Музычко, директор научно-образовательного экологического центра «Молодое поколение за экологическую безопасность и устойчивое развитие».

- В жилой зоне автозаправок и стоянок однозначно быть не должно. Возможно, кого-то убедят наши исследования. Мы изучали качество снега вблизи АЗС и стоянок, в придорожных зонах. Через три дня после выпадения снежная вода показала количество химических соединений, превышающее в несколько раз все допустимые нормы. Мы также провели биоиндекационную оценку – реакция живых организмов на существующее окружение. Результат биотестов: 50% дафний, помещенных в трехдневную снежную воду, взятую вблизи АЗС и стоянок, через 80 часов погибли. Это говорит о высокой токсичности. Для примера: в воде из только что выпавшего снега за 98 часов погибли только 20% дафний. Автотранспорт – серьезный загрязнитель окружающей среды. Даже существующие нормативы на выбросы загрязняющих веществ не могут решить проблему чистоты окружающей среды, так как все загрязняющие вещества, поступая в атмосферу, могут вступать между собой в химические реакции, образуя более токсичные соединения. Неоспоримо, что в придорожной почве содержание свинца и других тяжелых металлов очень высоко. А СНиПы давно надо пересматривать. Ни 25, ни 50 метров расстояния от жилых домов не спасут людей в случае того же пожара.

Максимальное расстояние до АЗС (по СНИПам)

  Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС, м

Тип А

Тип В

Тип С

Жилые и общественные здания, торговые палатки и киоски

50

50 (25)

50 (25)

3.  Места массового скопления людей (остановки наземного транспорта, выходы со станций метро, рынки и т.д.)

50

50

50

Гаражи и открытые стоянки для автомобилей

20

20

20

Соседние автозаправочные станции

100

100

100

 

 

 

 

 

 

Ксения БАРАБАНОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК
Пятое июня – Всемирный день защиты окружающей среды. Для человека совершенно естественно желание дышать свежим воздухом.

ОПРОС
Насколько безопасно местонахождение АЗС и автостоянок вблизи жилых до-мов?