[an error occurred while processing this directive]
ГУЛЬБАНУ АБДУЛИНА: «КЛАССИКУ ЕЩЕ НИКТО НЕ «ПЕРЕПЛЮНУЛ»
Девять лет она училась в лучших музыкальных учебных заведениях республики, чтобы сегодня петь для костанайского зрителя. Гульбану Абдулина - любимая певица первых лиц нашей области, а во время гастролей в Париже ей кричали «браво» после каждого исполнения…
Первые шаги… бухгалтера
- Сколько лет вы в музыке?
- Четыре года учебы в музыкальном училище, пять лет в консерватории, 14 лет в филармонии. В общем, ежедневно в течение 23 лет я пою.
- Помните момент, когда вы осознали, что хотите быть певицей?
- Я поняла это еще в школьные годы. На первых уроках пения. Именно тогда во мне что-то проснулось. А до этого… Мой дядя по отцовской линии играл на баяне, страстно любил музыку, но как профессиональный музыкант не состоялся. И вот он заставлял меня вставать на табурет и громко петь, а сам аккомпанировал на баяне. И при этом говорил мне - если будешь тихо петь, по шее получишь. Я из кожи вон лезла, орала, как могла, пока в комнату не заходила мама и не прекращала этот концерт. Дядя уверял всех, что я обязательно стану певицей…
- И не ошибся…
- Это длинная история. После школы строгие родители не позволили мне заняться музыкой. Я родилась в Джетыгаре, но там мы долго не прожили, уехали в Россию, в поселок Челябинской области. В семье нашей было четверо детей. И мама сказала, что лучшая профессия для девочки - бухгалтер. Хотя надо сказать, моя мама прекрасно пела, в свое время участвовала в школьных концертах, областных смотрах самодеятельности, но дальше этого не пошло. Она рано вышла замуж, появились дети… До сих пор жители поселка говорят мне – так, как пела твоя мама, ты никогда не сможешь. Я пыталась уговорить маму, что хочу заниматься музыкой, она мне в ответ: ты чего придумала, там все легкомысленные люди! И, естественно, мне пришлось выучиться на бухгалтера, после чего я вернулась в деревню и получила работу учетчика и помощника бухгалтера. Но, несмотря на то, что я очень старалась, у меня плохо получалось…
Быть всегда на уровне
- Что же вас спасло?
- На мое счастье, старший брат отца тогда жил в Алматы. Однажды он приехал к нам в гости. Помнил, что я в школе хорошо училась, спросил – что вы ее тут, в деревне, держите? Тебе нравится эта работа? Я в ответ сквозь слезы робко – нет. Тогда он предложил - давайте я ее в Алматы заберу, пусть она куда-нибудь поступит. И я поехала!
- Куда решили поступать?
- В первую очередь, я пошла во дворец АХБК. Вокальный кружок тогда вела выпускница ленинградской консерватории Майя Мырзыгалиевна Абдрахманова, сейчас она заслуженная артистка, на пенсии. Я пришла к ней со словами «хочу петь». После того, как я показала свои способности, она заявила - а ты хорошо поешь. Будешь заниматься серьезно? Говорю – буду. Она спрашивает – а ты знаешь, какой это труд? После нескольких занятий она заключила – будем готовиться в музыкальное училище. Принимали 11 человек, желающих поступить было 60. Я дождалась своей очереди, дрожа от страха, спела две подготовленные композиции и вышла ждать результата. Моя подготовка, мои страхи, переживания оказались не напрасными - высший балл профессоры присудили мне. «Ну я же знала, что делала!» - радостно воскликнула моя преподавательница в телефонную трубку, когда я ей позвонила прямо из училища, чтобы сообщить радостную новость.
- Сложна была жизнь будущей певицы?
- Не передать словами, насколько тяжело было, сколько слез пришлось пролить, чтобы стать певицей Костанайской филармонии (смеется). Мне иногда становится смешно и обидно, когда заходят к нам в филармонию и просто говорят – хочу быть солистом. Я понимаю, бывают самородки - вышел и как бог на сцене. Но у меня и сейчас дня не бывает без репетиции. Это как «Гран-при»: завоевать подчас легко, а удержать в течение многих лет гораздо сложнее. Всегда надо быть на уровне. Школа должна во мне свежо держаться, если нет, то я постепенно зачахну.
- Учиться вам не надоедало?
- Нисколько, жажда познания пересилила мой страх перед трудностями. Конечно, меня немного подавлял город, модные, красиво одетые девушки. Но все же я закончила Алматинское музыкальное училище им. П. Чайковского и меня рекомендовали в консерваторию. В этот же год я поступила в консерваторию в класс народной артистки Розы Жамановой, очень строгой и требовательной преподавательницы. Она заставляла нас искать свой тембр, быть индивидуальными, она никогда не показывала, как надо петь своим голосом, просила нас не повторять за ней: «Я пою так, а вы по-другому, ищите себя».
«Я целовала стены»
- Как получилось, что вы вернулись в Костанай?
- Я успешно закончила оперный класс консерватории, получила специальность. И как раз в то время приехали из Костанайской филармонии, для того чтобы набрать кадры в ансамбль «Ак желен». Главный дирижер оперного театра предложил Розе Умбетовне: «Оставьте эту девочку, она распоется». А мне нужно было решать вопрос с пропиской и жильем самой. И я на предложение остаться отказалась – что вы, домой поеду! Я очень устала постоянно быть вдалеке от родителей, ведь в течение девяти лет мы виделись два раза в год: на зимних и летних каникулах. Да и до этого были вместе не часто: после четвертого класса я жила в интернате, домой попадала только на выходные, потом - постоянные общежития. Я так устала жить в общагах! И надеялась, что если меня направят по распределению, то дадут квартиру. Решила поехать в Костанай. В 93-ом году это наконец свершилось. Когда мне дали квартиру - это было такое счастье после 20 лет общего житья, что я стены целовала.
- Как встретил Костанай профессиональную певицу?
- Восторженно. После первых трех сольных концертов меня уже спрашивали, когда следующий. Потом я начала ездить по районам, в одном из них познакомилась со своим мужем. Он тоже коренной житикаринец. Мы, оказывается, даже в одном роддоме родились. Познакомились на свадьбе моей подруги – он был дружком. Когда он впервые услышал и увидел меня на сцене, то был в таком восторге, что сначала даже не поверил, что это я. Сегодня у нас есть сын Ильяс, ему девять лет.
- Не хотите, чтобы он пошел по вашим стопам?
- Хочу. У нас получилось, что целое поколение поет. Мне голос достался от мамы, маме от деда, на моем сыне, надеюсь, не остановится.
- Что вам больше всего нравится исполнять?
- Конечно, классику никто и никогда не «переплюнет», это самое высокое, к чему стоит стремиться.
Воспитание зрителя
- Артистам сегодня предоставляют достойные условия для творчества?
- Нет, конечно! Филармония – это концертная организация со сложившимися традициями, канонами, но она весьма зависит от экономики. Любой музыкант - это нежное создание, талант надо оберегать, нужно ему помогать. Я не могу одновременно быть хорошей певицей и хорошим бойцом.
- А эстрада вас никогда не привлекала?
- Шоу-бизнес - это вал, в нем долго не продержишься, но на этом можно сделать деньги. Это все, на мой взгляд, со временем отсеется. В то время как оперное искусство всегда было элитным. А мы сегодня должны петь в разных жанрах, но это и плюс, это гибкость исполнения. Например, я сейчас могу спеть и эстрадную, и старинную итальянскую композицию.
- Что беспокоит вас сегодня?
- Моя боль – это когда говорят: «Стать певицей? Проще не бывает – выучи и спой!» Вот, казалось бы, легко выйти и спеть «Убили негра», а правильно и красиво спеть – это другое. Почему, вы думаете, самое длительное образование - девять лет - музыкальное, плюс семь лет музыкальной школы? Потому что это требует много труда и старания.
- Есть предел вашему самосовершенствованию?
- Нет. Почему люди и говорят: «Когда поешь много, каждый раз лучше и лучше получается». Оценки всегда разные. У нас, у концертных певцов, многое зависит еще и от зрителя. Когда зал полный, знаешь, что люди хотят тебя слушать, тогда я выкладываюсь, и, кажется, пела бы и пела! Нас учили, что самое главное для артиста – очаровать зрителя, завоевать его симпатии голосом. Это и есть то, над чем надо постоянно работать.
Врезка
В последнее время Гульбану Султановна занимается педагогикой, и ее труд стал приносить плоды. Воспитанница певицы Сабина Канлыбаева второго мая привезла из Берлина кубок с международного фестиваля детского творчества «Звездопад», где принимали участие более четырехсот молодых дарований из 20 стран. Полина Шайхиева в апреле съездила на всероссийский детский конкурс, который проходил в городе Сатка Челябинской области, и завоевала там четвертое место. Параллельно Гульбану Абдулина работает в Костанайском социально – техническом университете, и этой весной троих своих студенток она отправила в Екатеринбург на международный фестиваль, где студентка Салтанат Нурканова вышла в финал и завоевала кубок в жанре эстрадное пение.
Ольга ЗИБЕРТ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]