На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 17 (161)
28 апреля 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Культура
Тема недели
Забойный отдел
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
Зона контроля
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Судьба человека
Автосалон
Спорт
Заимка
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ВЛАДИМИР СМЫШЛЯЕВ: «САМОЕ СТРАШНОЕ – ЭТО АПАТИЯ»

В 1969 году Владимир Смышляев был призван на срочную службу в Семипалатинск. Через два года демобилизовался. Но и после армии по долгу службы приходилось бывать и в Чернобыле, и возвращаться в Семипалатинск. Однажды Владимир Васильевич решил собрать оставшихся в живых однополчан. Встреча повлекла за собой рождение организации. Так он стал председателем общественного объединения инвалидов и граждан, пострадавших  от радиационного воздействия, «Жарык», и учредителем одноименного благотворительного гуманитарного фонда.

- Тогда мы просто хотели создать объединение воинов-семипалатинцев. Но когда начали разрабатывать первый устав, к нам пошли люди, которые жили в зоне облучения. Тогда мы стали устав переделывать. Потом подошли чернобыльцы, опять устав перекроили. Вот так  в итоге объединение инвалидов и граждан, пострадавших от радиационного воздействия, и образовалось.

На мёртвой точке

- Но даже объединившись, - признаёт Владимир Смышляев, - мы практически не сдвинулись с мертвой точки. «Жарык» скоро отметит свою первую годовщину, а в своем стремлении помочь людям, ставшим невольными заложниками государственных программ испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, мы почти не продвинулись. Хотя существует закон, обеспечивающий их социальную защиту.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы каждый пострадавший от радиационного воздействия мог получить от государства те льготы, которые ему обещаны законом. Мы ведем регистрацию и статистику, помогаем в получении необходимых справок, утерянных документов. Наш контингент – это брошенные государством больные люди, а подчас и обездоленные.

Мы пытаемся добиться бесплатного медицинского обследования и доступности необходимых лекарств. У нас заражен костный мозг, нам же департамент здравоохранения предоставил три бесплатных анализа: мочи, крови и ЭКГ.

Добиваемся выдачи земельных участков для  работы, каких-то пусть заброшенных, полузаброшенных зданий для жизни. Мы не хотим ходить и постоянно просить. Тщетно добиваемся передачи нашему объединению пары уже полуразрушенных зданий в военном городке Костаная, где бы можно было организовать и больницу, и общежитие. Ведь хотя и предоставлены пострадавшим от ядерных испытаний льготы на получение жилья, очередь этих льготников многосотенная. Вот и скитаются многие горемыки со своими семьями по съемным квартирам.

Станешь инвалидом – тогда и лечись

- Ситуации возникают разные. К примеру, человек, некогда в живший в одном из районов близ полигона, безуспешно пытается доказать свои права на определенные льготы и комплекс реабилитационных мер. Тут есть немаловажный момент, о котором могу судить не с чьих-то слов, я сам служил на семипалатинском полигоне. В своё время мы давали подписку о неразглашении информации о происходящем на полигоне. Многие не могли выехать в экологически чистые районы, потому что это было запрещено. Люди проникались государственной важностью и мирились с таким положением. И теперь это чувство гражданского долга  оборачивается для  них тем, что они вынуждены доказывать сегодня всем уже давно очевидное и выступать в унижающей их достоинство роли просителей.

Система запросов подтверждения статуса проживающего или проживавшего в районе Семипалатинского полигона очень сложна. Мне лично известен лишь единственный случай, когда человек получил нужное подтверждение всего через три месяца. Всем остальным этого приходится ждать несколько лет.

 Кстати, почему-то считается, что человек сам должен добиваться такого подтверждения. А ведь существуют утвержденные правительством правила, согласно которым в областных, городских и районных администрациях должны быть созданы специальные комиссии для координации работы по регистрации и учету граждан, пострадавших от ядерных испытаний на полигоне. По какому адресу находится в нашем областном центре такая комиссия? Все её обязанности выполняем мы, а ведь за это установлена зарплата, своим же помощникам я плачу из своего кармана.

Пострадавшие от ядерных испытаний стали носителями целого «букета» разных болезней: заболевания кожи, бруцеллез, болезнь Паркинсона и т.д. и т.п. Причем многие подарили эти болезни своим детям и внукам. И что характерно, не имеют права на бесплатное профилактическое санаторно-курортное лечение. Мы все слышим одно: вот когда станешь  инвалидом с получением соответствующего статуса, тогда пожалуйста - получи путевку. В порядке очереди, конечно. Так может лучше уж в целях экономии вообще ограничиться только небольшим пособием на погребение?

Я уж не говорю о выплате оговоренных законом единовременных денежных компенсациях, которые опять же выдали пока только инвалидам и пенсионерам.

Закон без силы

- Куда ни обращусь, везде в ответ слышу одно: «Закон утратил силу». Недавно от правительства получил письмо «…все ваши льготы в ваших удостоверениях…»

Больше того, мы по закону не должны платить налог на землю и транспорт. А нас заставляли, требуя предоставить кукую-то дополнительную справку, что мы непосредственно принимали участие в испытании ядерного оружия. Как же я могу подтвердить, что я во время ядерного взрыва сидел на шахте? Какую я должен нести справку, если я был солдатом, выполняющим приказания начальства? У нас все командиры были ветеранами войны, им в то время было больше лет, чем мне сейчас. Где сейчас я их найду, чтобы подтвердить эту справку? И это при том, что по положению всем, кто проживал или служил в районе полигона, даётся справка, подтверждающая, кто в какой был зоне: повышенной, чрезвычайной или максимальной. На основании этой законной справки и выдаются удостоверения.

Справедливости ради надо сказать, что на социальную защиту семипалатинцев, в частности на их медицинское обслуживание, деньги из госбюджета всё же выделяются. Но при существующей системе закрепления этой категории людей за разными лечебными учреждениями эти средства распыляются. Мы не раз выступали с предложением о создании  специализированной больницы, но пока все остается на стадии «вопрос будет рассмотрен дополнительно».

Многие из нас, несмотря на отсутствие официальной инвалидности, уже не могут быть полноценными работниками. А при предъявлении удостоверения семипалатинца или чернобыльца работодатель вообще не желает разговаривать дальше. Льготы частный предприниматель, естественно, не заинтересован оплачивать. Выход видится в создании нашим объединением ряда предприятий, в том числе  сельскохозяйственных, где бы полуинвалиды могли работать, обеспечивать себя и свои семьи. Однако мы прекрасно понимаем, что даже здоровому человеку получить кредит очень сложно, а нам - тем более. Осознавая это, не чувствуя никакой поддержки от государства, все мои братья по несчастью окончательно перестали верить в справедливость, в законность, в возможность изменения их жизни к лучшему. А апатия - это самое страшное. Люди уже не верят в возможность добиться защиты своих прав законными способами. Поэтому они готовы выйти на улицу с транспарантами…

 

По данным международной организации «Союз Чернобыль» (Киев, Украина) катастрофа на АЭС с 1986-го по 2005-й годы унесла из жизни более шестисот тысяч ликвидаторов. Почти два миллиона воинов-ликвидаторов - инвалиды. В Чернобыле работали 31 720 казахстанцев, в живых осталось 6210. Из них 38 человек, жители Алматы, награждены посольством Украины медалями «Защитник отечества» с подписью президента Украины. Это единственное, чем в памятный день были отмечены герои.

 

Срок жизни людей, которые непосредственно общались с радиоактивной грязью, как правило, десять лет. Еще через 15 лет идет вторая волна смертности и осложнений. Информацию о лучевой болезни, которой болели ликвидаторы Чернобыльской аварии, тщательно скрывали. Врачи не имели права в истории болезни проставлять диагноз «лучевая болезнь» (люди умирали от простуды или от чего-нибудь еще, нотолько не от лучевой болезни).

Кроме того, из-за завесы секретности по этому вопросу нет достаточной статистики о том, какие болезни вызываются облучением. На сегодня имеются доказательства только для двух таких болезней. В частности - рака щитовидной железы. Связь с облучением была обнаружена гражданскими (не военными!) врачами в США, когда стали обрабатывать статистику по этой болезни и сопоставили её с последствиями лечения ангины при помощи рентгеновского облучения (была такая мода).

 

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия. Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение.
Ликвидация этих последствий требует осуществления специальной государственной программы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.

Из Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». 18 декабря 1992 года

 

 

Ольга ЗИБЕРТ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ВЛАДИМИР СМЫШЛЯЕВ: «САМОЕ СТРАШНОЕ – ЭТО АПАТИЯ»
19 лет назад – 26-го апреля 1986-го года - произошла авария на Чернобыльской АЭС. По данным ОО «Жарык», на территории Костанайской области зарегистрировано 1700 свидетелей и ликвидаторов аварии в Чернобыле, а также 30 000 свидетелей ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. За два прошедших года скончалось 27 пострадавших от облучения. Оставшиеся в живых, говорит председатель «Жарыка» Владимир Смышляев, от отчаяния готовы выйти на улицы с транспарантами.