На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 10 (154)
10 марта 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Поиск
Спорт
Магазин
Либидо
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

ИМИТАЦИЯ, «ОТСТРЕЛ» ОППОЗИЦИИ ИЛИ ...

Однако мы помним, что и до этого неоднократно предпринимались попытки бороться с коррупцией. Но все попытки организовать борьбу с коррупцией сводились к одноразовым акциям, вместо системной и тщательно продуманной программы борьбы. При этом весь акцент больше ставился на комиссии при главе государства, чем на специальные органы и законы. По словам известного юриста, председателя правления фонда «Транспаренси-Казахстан» Виталия Воронова, первый указ о создании такой комиссии появился еще в 1992-м году. К слову, как отмечает сам г-н Воронов, только в Казахстане на постсоветском пространстве создавались подобные институты. Однако и он признает, что эффективной работу этих комиссий не назовешь. Во-первых, эти комиссии, как правило, возглавлялись людьми из недр государственной власти, то есть вчерашними чиновниками. Понятно, что расследовать правонарушения своих коллег такие руководители не могли по многим обстоятельствам. Во-вторых, наши законы еще далеки от совершенства и поэтому оставляют всевозможные лазейки для коррупционных правонарушений. И, в-третьих, отсутствие прозрачности во всех сферах жизнедеятельности общества позволяет чиновникам скрывать свои доходы и пользоваться служебным положением.

И что греха таить?! Большей частью все эти комиссии создавались в период обострения политической ситуации в стране. Скажем, в период выборов. А сразу после проведения выборов о комиссиях благополучно забывали. Нечто подобное может произойти и сейчас. О том, что страна вступает в период президентской избирательной кампании, сегодня говорят все. И те меры, которые предлагает глава государства для борьбы с коррупцией, во многом направлены на повышение рейтинга действующего Президента. Все то, о чем сказал Нурсултан Назарбаев, безусловно, необходимо и в известной степени поможет разрешить ситуацию. Но больше сомнений в том, что эти меры удастся реализовать.

Вот цитата из Послания:

«Прошло время, изменилась ситуация и законодательство требует тщательного анализа и совершенствования. Должны быть пересмотрены все подзаконные акты, вольно или невольно создающие условия для коррупционных действий чиновников. Необходимо окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки, чтобы обойти закон, и т.д.».

Хотелось бы верить, что так оно и будет. Но что-то подсказывает, что все останется по-прежнему. Чиновники в низах будут брать взятки, делиться ими с вышестоящими. Вышестоящие будут также брать взятки, но механизм здесь совершенно иной и потому наказывать станут все так же мелких взяточников, но никак не высокопоставленных. Кто может назвать навскидку, кого из крупных чиновников сняли с должности за коррупционное преступление? Одним предложением о повышении зарплаты госслужащимпроблему коррупции в этой среде не решить. Уж слишком она проникла повсюду. К тому же бороться с коррупцией поручено людям из числа бывших номенклатурщиков. А в Италии, к примеру, когда проводили операцию «Чистые руки» по выявлению коррупции среди чиновников, в комиссию набрали людей, далеких от госслужбы и незапятнанных ничем. Видимо, и нам необходимо призвать в Агентство по борьбе с коррупцией таких же незапятнанных людей, иначе усилия, направленные на борьбу с коррупцией, потратятся напрасно. А в первую очередь нужно пересмотреть законодательство, с тем, чтобы в нем не оставалось лазеек для правонарушений. Одновременно надо подумать и о том, чтобы обеспечить полную прозрачность всех органов государственной власти.

В прошлом году региональный общественный фонд в России «Индем» провел масштабные исследовании коррупции, на основании которых был подготовлен обширный доклад. По мнению президента этого фонда Георгия Саттарова, «для того чтобы ограничить коррупцию, нужны демократические институты, такие, как нормальная политическая конкуренция, свобода прессы и прозрачность власти. Без этих трех условий контроль над бюрократией невозможен – вот почему большинство диктаторских режимов всегда сопровождалось масштабной коррупцией». К сожалению, нет этих трех составляющих и у нас. Более того, нынешние предложения главы государства по борьбе с коррупцией могут свестись к имитации деятельности. На деле будет производиться выборочный «отстрел» предпринимателей и чиновников, большей частью из числа тех, кто мыслит в направлении, отличном от государственного курса. И переход Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) в подчинение непосредственно главе государства фактически не повлияет на борьбу с коррупцией. Как считает Виталий Воронов, это обстоятельство приведет лишь к более открытым действиям в отношении политических оппонентов власти.

В этом мало кто сомневается, особенно если вспомнить слова руководителя этого ведомства Сарыбая Калмурзаева в программе «Жети кун» на «Хабаре» от 5-го декабря 2004-го года:

- Я поражаюсь тому, что многие наши бизнесмены – особенно молодые, начинающие политики никогда не скажут доброго слова о своих конкурентах, никогда не отметят их успехи. Мне это непонятно. Неужели партнеры по бизнесу не достойны хороших слов? Если послушать бизнесменов, когда они бывают на приеме у Нурсултана Абишевича, то получается, что всех надо посадить, всех закрыть, отобрать бизнес, выгнать.

Знаменательна оговорка г-на Калмурзаева в том же интервью. Отвечая на вопрос журналиста, почему преимущественно рапортуют о мелких финансовых нарушениях и хищениях, Сарыбай Султанович заявил:

- Одна из причин – это недостаточная квалификация проверяющих людей. Проверяющие часто думают: смогу доказать или нет? Если не смогу – зачем связываться? А доказать экономические преступления достаточно сложно. Плюс к этому – крупные бизнес-структуры могут оказать давление через свои средства массовой информации. Такой имидж «нарисуют» проверяющим структурам, что проверяющие сто раз подумают – стоит ли связываться.

Далее он добавляет:

- Мы в своей работе придерживаемся тех задач, которые нам поставил Президент. А именно – проверять всех, кто нарушает. Всех! Без оглядки на ранг и влияние, без оглядки на вклад, который они раньше сделали в экономику Казахстана. Если есть нарушение закона – будем проверять. Мы должны понять самое главное: не должно быть в Казахстане организаций, которые бы оказались вне зоны проверки.

Хотелось бы в это верить, но весь опыт нашего суверенного государства доказывает другое: борются с нарушителями закона выборочно, если только кто-то высказывает мнение, противоречащее официальной политике государства. Так что с кем будет бороться Сарыбай Калмурзаев и его ведомство – вопрос открытый.

Айгуль ОМАРОВА, интернет-газета «Навигатор»

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ИМИТАЦИЯ, «ОТСТРЕЛ» ОППОЗИЦИИ ИЛИ ...
Послание Президента страны народу Казахстана еще долго будет анализироваться. И тому есть причины. Несмотря на обилие общих мест, в нем содержатся весьма конкретные положения. И это обстоятельство позволяет сделать вывод, что некоторые тезисы послания окажут реальное влияние на общественные процессы. Среди них и впервые озвученные меры по борьбе с коррупцией.

КОГДА ВЫБИРАТЬ? КОГО ВЫБИРАТЬ?
Казахстанский Центризбирком распространил письмо, в котором датой президентских выборов названо 3-е декабря 2006-го года.