На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 8 (152)
24 февраля 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Поиск
Автосалон
Копнем и уроем
Спорт
Магазин
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

ФЕВРАЛЬСКИЕ ТЕЗИCЫ

Цитируется по тексту агентства «Казинформ»
 
Экономика
Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике. Условия для раскрепощения инициативы казахстанцев созданы, предпринимателям осталось их только реализовать!
Пора, наконец, от слов перейти к делу и закончить работу по передаче непрофильных функций госпредприятий и мегахолдингов, прежде всего, крупных государственных компаний и монополий малому и среднему бизнесу. Мы этим откроем бизнесу новое дыхание. При этом управление пакетами акций ряда стратегически важных государственных компаний необходимо передать специально создаваемой государственной холдинговой компании. Сопротивление и уговоры против этих мер будут. Правительству придется проявить решительность и, наконец, приступить к этой работе.
Не всем предпринимателям доступны Банк развития и Инвестиционный фонд. Поэтому Фонд развития малого предпринимательства должен стать своего рода «финансовым супермаркетом». Мы выделим фонду в этом году из республиканского бюджета дополнительно 10 млрд.тенге, тогда возможности кредитования субъектов малого бизнеса возрастут до 25 млрд. тенге. С этого года надо начать гарантирование банковских кредитов и осуществление страхования.

Деятельность банков должна стать образцом прозрачности. Прежде всего, это касается структуры собственности и сведений об аффилированных лицах. Все лица, оказывающие существенное влияние на принимаемые банком решения, должны формализовать свой статус, получив согласие уполномоченного органа.

Образование

В целях создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета поручаю правительству увеличить объем предоставляемых образовательных грантов на 50% за счет числа образовательных кредитов. И одновременно с этим создать современную систему студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов.
Правительству необходимо конкретно рассмотреть вопрос предоставления студентам в период каникул работы в стройотрядах по возведению жилья, развернуть программу озеленения страны «Жасыл ел» и привлечь студентов к этим благородным делам.
Министерству образования совместно с Ассоциацией вузов надо продумать систему поддержки профессорско-преподавательского состава. К примеру, уже сегодня можно ввести государственную стипендию «Лучший преподаватель», которая будет иметь статус гранта на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом в любой стране.
Уже с 1 июля этого года мы должны увеличить размеры стипендий студентам вузов, а также учащимся организаций среднего профессионального образования более чем в два раза. Самым достойным мы будем помогать в обучении за рубежом. Ежегодно трем тысячам лучших студентов в рамках программы «Болашак» будут выделяться средства из республиканского бюджета для учебы в ведущих вузах мира.
Для реализации системы государственного гарантирования кредитов коммерческих банков студентам в течение ближайших 5 лет дополнительно необходимо выделить 2 млрд. тенге, в том числе уже в этом году – 600 миллионов тенге.

Социальное обеспечение

С текущего года мы бесплатно обеспечиваем на амбулаторном уровне лекарствами детей до пяти лет по отдельным заболеваниям, а беременных женщин – железо- и йодосодержащими препаратами. С 2006 года необходимо перейти на бесплатное лекарственное обеспечение детей и подростков, находящихся на диспансерном учете и на льготных условиях на амбулаторном уровне.
С 2006 года малообеспеченным семьям должны выплачиваться ежемесячные пособия на детей до 18 лет, повышены размеры спецгоспособий многодетным матерям, имеющим 4-х и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, матерям, награжденным подвесками «Алтын алка», «Кумiс алка» или «Материнская слава» I-ой и II-ой степени до 4000 тенге. Мы уже выплачиваем единовременные пособия в связи с рождением ребенка. Считаю, что в дополнение к ним необходимо уже с 1 июля 2006 года ввести государственные пособия по уходу за ребенком до одного года, а не с 2007 года, как планировалось ранее.
С 1 июля этого года мы будем выплачивать всем пенсионерам, независимо от стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии, дополнительную базовую пенсионную выплату в размере 3000 тенге. Таким образом, размер минимальной пенсии вместе с базовой пенсионной выплатой составит 9200 тенге, а средний размер пенсий - более 12 тыс. тенге.
С 2006 года считаю необходимым дополнительно повысить государственные социальные пособия всем категориям инвалидов и получателям пособий по возрасту, а также получателям государственных специальных пособий на 1000 тенге. Как известно, с этого года эти пособия уже существенно повышены. С 2006 года дополнительную поддержку в сумме от 300 до 1000 тенге необходимо оказать 247 тысячам семей, потерявшим кормильца.
Уже с 1 июля этого года считаю необходимым поднять заработную плату работникам бюджетной сферы – учителям, врачам, работникам культуры, социального обеспечения в среднем на 32%. А с 2007 года – в среднем на 30%.  В целом рост заработной платы должен пройти не только в государственном секторе, но и в частном. В связи с этим, с 1 июля этого года необходимо увеличить минимальный размер заработной платы до 9200 тенге.

Политика
Сегодня я предлагаю пакет инициатив - Общенациональную программу политических реформ. 2005 год должен войти в историю как год активного продвижения политических реформ и их всенародного обсуждения. Полагаю, что к этой работе должны быть привлечены все граждане Казахстана, знаковые фигуры, лидеры общественного мнения, представители элиты страны, что сделает работу максимально прозрачной и публичной. Основную координацию обсуждения Общенациональной программы политических реформ возлагаю на Национальную комиссию по вопросам демократизации и гражданского общества.
Эта комиссия должна на основании изложенных мной в данном Послании политических инициатив: проанализировать и обобщить результаты общенародной дискуссии;
по результатам дискуссии подготовить первые законодательные контуры Общенациональной программы; подготовить рекомендации для Президента и Парламента по реализации Общенациональной программы политических реформ; координировать работу по окончательному принятию и вступлению в силу пакета политических реформ.
Поручаю Центральной избирательной комиссии провести серьезный анализ недостатков правового обеспечения выборного процесса. В течение 2005 года ЦИК должен разработать и внести соответствующие предложения по качественному улучшению избирательных механизмов, в полной мере соответствующих международным стандартам и уровню развития нашего общества.

Свобода слова – одно из основных условий поступательного, демократического развития Казахстана. В независимом Казахстане нет лиц, осужденных по политическим мотивам. Нужно и в дальнейшем последовательно создавать и защищать все необходимые правовые и другие условия, обеспечивающие свободу слова, получения и распространения информации. С другой стороны, должен быть четкий законодательный заслон против злоупотреблений свободой слова.

Исполнительная власть
Полагаю, что с учетом достигнутого и новых перспектив развития необходимо продолжить реформу исполнительной власти, направленную на дальнейшую децентрализацию власти, упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления. Мы сделали определенные шаги в направлении децентрализации системы исполнительной власти, создали условия для введения выборности акимов. В августе этого года мы проведем экспериментальные выборы акимов районов областей, городов Астаны и Алматы и поэтапно начнем выборы акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков, завершив их в 2007 году.
Одновременно правительству необходимо разработать и внести на рассмотрение Парламента проекты законов, завершающие процесс разграничения полномочий между уровнями государственного управления, определяющие систему местного самоуправления в Республике Казахстан. Кроме того, правительству следует разработать Государственную программу поддержки развития местного самоуправления в Казахстане. И только после этого можно будет окончательно внедрять местное самоуправление в нашей стране. Прозрачность деятельности исполнительной власти должна стать нормой.
Необходимо дальнейшее углубление административных реформ. Надо завершить трансформацию прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан.
Следует повысить эффективность работы самого правительства как коллегиального органа и персональную ответственность каждого министра-члена правительства. Правительство самостоятельно и несет ответственность за всю исполнительную ветвь власти. Необходимо сократить излишнее число государственных функций на центральном уровне власти, передав часть полномочий местным органам. Должен быть создан эффективный и, главное, оптимальный по составу государственный аппарат, состоящий из современных менеджеров - «лучше меньше, да лучше!»

Поручаю правительству разработать единую систему оценки эффективности и качества деятельности государственных органов. Стандартом для оценки деятельности каждого государственного ведомства в целом и отдельно взятого чиновника в частности должна стать эффективность проводимой работы. Необходимо ввести систему менеджмента качества (ИСО) для государственных служащих; премия должна выдаваться лучшим, не превращаться в надбавку к зарплате, как это делается сейчас; обеспечить соблюдение правил и этики госслужбы.

Законодательная власть
Следует обсудить целесообразность повышения роли обеих палат Парламента в формировании Центральной избирательной комиссии, Конституционного Совета и Счетного комитета. Требует детальной и взвешенной проработки вопрос о механизмах формирования правительства на основе парламентского большинства и обсуждения кандидатур министров социально-экономического блока в профильных комитетах. Решение таких вопросов выведет на новый уровень влияния и контроля народных представителей за органами исполнительной власти.

Необходимо также предусмотреть расширение контрольных полномочий маслихатов. Это будет важный шаг на пути децентрализации системы государственной власти, повышения роли системы местного самоуправления.

Судебная система
Мы на пороге полномасштабной реформы судебной системы, соответствующей общепринятым в демократическом сообществе стандартам. Создана Комиссия для подготовки предложений по совершенствованию судебной системы и отправлению эффективного правосудия, отвечающего потребностям современного общества.
Нам предстоит поработать над следующим: упростить судопроизводство, обеспечить его объективность, а также стабильность и своевременное исполнение судебных актов; усилить гарантии прав граждан в рамках судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений; обеспечить независимость судебного корпуса, что станет гарантией справедливого решения в рамках закона: повышать квалификацию судей, что позволит судебной системе Казахстана быть адекватной хозяйственным, инвестиционным и торговым проблемам 21 века; обеспечить повышение роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства и судебных решений; в практику уголовного судопроизводства необходимо ввести институт суда присяжных. В этих целях в 2005 году должны быть приняты закон «О присяжных заседателях», внесены изменения и дополнения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» и другие законодательные акты по вопросам введения суда присяжных; необходимо максимально обеспечить открытость и прозрачность судебных процедур.
 Мы увеличили заработную плату судьям, и они сегодня стали самыми высокооплачиваемыми госслужащими. Нам необходимо подумать обо всем пакете социальных гарантий для судьи, включая пенсионное обеспечение. Достойное материальное и социальное обеспечение судей следует рассматривать не только как поощрение за нелегкий и честный труд, но и как одну из мер по предупреждению коррупции. Надо сделать так, чтобы мздоимство в судейской среде было не только нравственно недопустимо, но и экономически невыгодно. Судья должен дорожить своим креслом и знать, что, нарушив закон или профессиональную этику, он потеряет не только право состоять на государственной службе, но и весь пакет социальных гарантий.
Все это повлечет дополнительные бюджетные расходы, но они оправданы. Как гласит старая поговорка – дешевое правосудие обходится слишком дорого.

 Борьба с коррупцией и преступностью
 Должны быть пересмотрены все подзаконные акты, вольно или невольно создающие условия для коррупционных действий чиновников. Необходимо окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки, чтобы обойти закон, и т.д.
Что для этого нужно сделать?
1. Создать центры обслуживания населения по принципу «одного окна», где можно в одном месте оформить паспорт, получить РНН, водительское удостоверение и т.д. В качестве эксперимента это можно сделать в Астане и Алматы уже в этом году.
2. Резко сократить количество лицензий и разрешений.
3. Принять соответствующие изменения в Закон «Об акционерных обществах в Республике Казахстан».
4. Госслужащий должен опубликовать, что он продал или передал в управление свой бизнес.
5. Необходимо разработать Кодекс чести государственного служащего, запрещающий ему заниматься частным бизнесом и лоббированием интересов компаний.
6. Дисциплинарные советы окончательно передать Агентству по делам государственной службы и перевести на центральный бюджет, укрепить юридическими кадрами, а не устраивать чиновников предпенсионного возраста. Совет должен контролировать исполнение госслужащими этики и Кодекса чести.
7. Наказывать не только берущих взятки, но и дающих их.
8. Поднимать заработную плату госслужащих, приближая ее к уровню зарплаты в бизнесе.
Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью должно быть самостоятельным и независимым. Целесообразно перевести его в прямое подчинение Президенту. Поручаю правительству внести конкретные предложения по данным вопросам и взять исполнение под контроль.
В то же самое время пора прекратить огульные обвинения государственных служащих в коррупции. Если это клевета, то госслужащий должен доказать это через суд. Если этого нет, то сигнал должен быть проверен.

* * *
Я вам изложил мое видение политических реформ. Все перечисленное можно осуществить в рамках действующей Конституции. Мы знаем, что в связи с начатыми мною реформами обсуждаются, в том числе и оппозицией, различные варианты дальнейшего политического устройства страны. Надо уважать мнение оппозиции, если оно нацелено на интересы страны и народа. Предлагаю в 2005 -2007 годах завершить предложенную мной работу. Тогда будет видно, как продвигаться дальше.
Я убежден, что стабильность Конституции – это стабильность общества. Необдуманные перемены создадут хаос в стране. Прежде, чем предлагать корректировки тех или иных положений Конституции, нужно внимательно изучить то, что уже есть.
Но изменения в Основной закон могут вноситься. Главный вопрос этих изменений – поддержит ли наш народ и дальше систему президентской формы правления, которая у нас есть, или хочет власти многочисленных политических партий в стране. Именно поэтому я еще раз рассказал вам о возможностях нашей Конституции. Думаю, самым демократичным решением будет воля народа. Придет время – мы спросим наших граждан. И сделаем так, как нужно для народа и страны.

«Все, о чем я только что сказал, мы сделаем, потому что состояние экономики позволяет нам это. Я всегда говорил, что наступит это время, когда мы, наладив экономику, улучшим жизнь наших граждан. Как видите, такое время наступает. И я выполняю свои обещания»

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ФЕВРАЛЬСКИЕ ТЕЗИCЫ
В пятницу Президент Нурсултан Назарбаев обнародовал Послание «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». В прошлом году глава государства обратился к народу на месяц позже – 19-го марта. Некоторые аналитики связывают такое опережение сроков с началом кампании по выборам Президента Казахстана. Если это так, то программа действий власти, изложенная в Послании, должна отвечать пожеланиям большей части населения страны. Итак, что же, согласно обещаниям Президента, должно произойти в Казахстане в ближайшие три года.

ОПРОС
ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ И ЧТО РАЗОЧАРОВАЛО В ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА?