На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 7 (151)
17 февраля 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Неслучайные встречи
36,6 С
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Поиск
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Магазин
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ЗРИ В КОРЕНЬ ТАРИФА!

Цена должна расти…

…если растет себестоимость производимых предприятием услуг. Эту аксиому давно никто не оспаривает. Даже “избалованное” в этом отношении советской системой старшее поколение придерживается принципа: раз цены повышают, то это действительно необходимо. К примеру, на последней встрече мэра Костаная Нуралы Садуакасова с жителями района КСК все присутствующие (в большинстве своем пенсионеры) согласились с акимом: предприятия должны быть рентабельными, иначе проиграет сам потребитель.

Рентабельность коммунальных предприятий, по словам Садуакасова, составляет сегодня в среднем три процента. Коммунальные предприятия уже давно забыли о капитальном и масштабном ремонте своего оборудования, а то, которые есть, доживает свой век.

- Государство не занималось этой проблемой, а только наблюдало за тем, чтобы монополист не прибавлял лишнего, - уверена Татьяна Квятковская, экс-депутат Мажилиса, ныне советник Агентства по исследованию рентабельности инвестиций. - Теперь, кроме роста цен на топливо и прочее, рост тарифов происходит из-за того, что все снаряжение предприятий устарело, а обновлять не на что.

Ораз Жандосов, с июня 2003 по июль 2004 года возглавлявший Агентство по естественным монополиям, считает, что “в целом по стране, по всей экономике тарифы занижены”. И они “не дают для естественных монополий возможности полноценного воспроизводства основных средств”. По его мнению, здесь “существует проблема низких доходов основной части населения, и она должна решаться за счет экономического роста и более расширенной социальной направленности бюджета”.

- Нужно, чтобы деньги не тратились на строительство дорогих правительственных зданий, не разворовывались, а направлялись на решение социальных вопросов, - говорит Жандосов.

Действительно, для потребителя загвоздка в том, что оплата коммунальных услуг съедает практически весь прожиточный минимум. Масла в огонь подливают частые банкротства или реорганизации предприятий, оказывающих коммунальные услуги. При этом руководители уже недееспособных предприятий умудряются выстраивать себе шикарные коттеджи. Так что “потребительские волнения” вполне понятны.

Дело - в норме

 Другая сторона проблемы – соотношение норм потребления и тарифов. Так как нормы потребления разрабатываются местной исполнительной властью, то у потребителя возникает справедливое желание обвинить власть в завышении этих норм. Ясно, что любой хозяин не пожелает, чтобы на его территории существовало “умирающее”, нерентабельное предприятие. Поэтому власть в этом вопросе больше на стороне монополиста. Но и потребитель не должен быть молчаливым наблюдателем, считает Татьяна Квятковская. По ее мнению, люди уже давно могли и должны были установить счетчики. Причем “не монополист должен по указке какой-нибудь плохой прибор ставить, за который, впрочем, в конечном итоге заплатит тот же рядовой гражданин, а сам потребитель должен выбирать и устанавливать качественный счетчик. И власть должна потребителю в этом помочь: провести тендер, пригласить иностранных инвесторов, солидные и проверенные компании и прочее. Тогда и споров по нормам было бы намного меньше”.

Кстати, одним из разработчиков проекта передачи функций формирования норм и передачи антимонопольных ведомств под управление местных властей был Ораз Жандосов. По его словам, то, что это произошло – большой плюс, потому как теперь ликвидирована большая бюрократическая машина:

- Власть на местах, естественно, больше видит и знает о проблемах людей на местах, нежели центральный аппарат.

“Временное безвластие”

 На недавнем заседании комиссии по ЧС первый заместитель акима области Виктор Мейстер разводил руками: мол, у нас несколько параллельных управлений и департаментов появилось, и как между ними разделены функции - не совсем ясно. Это касается и двух департаментов по естественным монополиям. Один – плод реорганизации и находится в ведении местных властей, второй департамент – преемник бывшего антимонопольного комитета Агентства по естественным монополиям, так, впрочем, он и называется – департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Костанайской области. Оказалось, что управляет первым, только что образованным департаментом, Ольга Печаткина, она, как известно, возглавляла бывший областной антимонопольный комитет. Теперь в функции ее ведомства входит контроль над тарифами и конкуренцией мелких предприятий, в основном, районных. Остальную часть по работе с тарифами возложили на преемника антимонопольного комитета. Пока неизвестно, кто будет возглавлять данный департамент, но по нашей информации, кандидатура уже подобрана и осталось только ее представить. В общем, четко разграничить функции организаций не взялся никто. В первом департаменте просили подождать, пока “все немного успокоится”, во втором отказались что-либо говорить из-за отсутствия руководителя.

Переход антимонопольного ведомства “под крыло” местных властей Татьяна Квятковская называет кризисом:

- Естественно, что местные власти в этом случае заинтересованные лица, и поэтому установлением тарифов должен заниматься кто-то другой.

Ждем-с движений

 Может ли все-таки одно из главных действующих лиц в этой ситуации – потребитель – реально воздействовать на рост тарифа? Очевидно таковым рычагом мог бы стать общественный антимонопольный комитет, но как сама идея, так и уже созданный комитет в последнее время затихли. Татьяна Квятковская при образовании общественного комитета согласилась стать заместителем председателя, но, громко заявив о себе, новая структура сейчас не видна и не слышна, так что должность оказалась вроде “свадебного генерала”. Как считает Татьяна Григорьевна, для того “чтобы они выдали нам что-то хорошее, необходима политическая активность. И, возможно, это произойдет во второй половине года, когда мы приблизимся к президентским выборам”.

О другой причине слабой работы комитета говорит Ораз Жандосов. По его мнению, у комитета просто-напросто нет средств. И заложены ли они в бюджет нынешнего года, он не знает. В то же время, здесь, по его мнению, видны плюсы реорганизации – теперь люди путем избрания депутатов маслихатов смогут воздействовать на власть исполнительную, а та, в свою очередь, на естественные монополии. Несмотря на то что в работе антимонопольного ведомства есть некоторая неразбериха, шесть предприятий области заявки на увеличение тарифов уже подали. Двум из них - житикаринским энергетикам и поставщикам газа города Костаная - ответили отказом. Документация оказалась не в порядке. По словам Гульсары Куйшиной, исполняющей обязанности директора департамента Агентства по регулированию естественных монополий, заявки на повышение тарифов, поданные водниками и энергетиками Костаная и Рудного, сейчас находятся на рассмотрении. После прохождения экспертизы будут назначены общественные слушания. Предприятия планируют поднять цены на 30-50 процентов.

Булат МУСТАФИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЗРИ В КОРЕНЬ ТАРИФА!
“Тарифный сезон” в разгаре. Увеличить плату за оказываемые услуги намерены шесть предприятий. Вместе с тем недавняя реорганизация госорганов может стать причиной “управляемости” этой структуры исполнительной властью.

ОПРОС
Как потребитель может воздействовать на размеры тарифа?