[an error occurred while processing this directive]
ЧЕМ БЛИЖЕ, ТЕМ ДАЛЬШЕ
Каждый второй житель нашей области пользуется услугами костанайского автовокзала. У каждого третьего, судя по отзывам, есть претензии. И отсутствие билетов - далеко не всегда главная проблема…
Автовокзал – услугодатель
«Будут по прибытию» - эту фразу наверняка слышал каждый посетитель автовокзала, который хоть раз пытался приобрести билет до ближайшего пункта населения. Вот уже несколько последних лет ситуация повторяется с точностью до каждого слова. Человек, выстоявший огромную очередь (работают всего два кассира, за редким исключением – по праздникам, когда подключается третий), вновь становится в ряд ожидающих, чтобы услышать сакраментальную фразу - «билетов нет». Так и получается, что автобус порой становится несбыточной мечтой студента или жителя поселка, живущего в 40-60 км от города. Билеты ведь выгоднее продать дороже, до дальнего пункта.
Этот факт подтвердила директор автовокзала Любовь Амонич:
- Например, прямой автобус Костанай-Челябинск идет в 6.25, на этот рейс мы можем продавать билеты во все близлежащие населенные пункты. Не каждый день ходит автобус на 9.45. Если же идет проходящий автобус, мы бронируем десять мест, в первую очередь, естественно, мы продаем до последнего пункта назначения. На «Газели», которые перевозят пассажиров в пределах области, мы стараемся продать билеты до конечной точки, а в будние дни, когда пассажиропотока нет, мы продаем билеты на все направления и пункты назначения.
Существует, как рассказала директор автовокзала, еще целый ряд проблем, связанных, в основном, со статусом автовокзала – услугодателя. А перевозками пассажиров занимаются исключительно частные фирмы. «Не редки случаи, когда не «добравший» пассажиров автобус на автовокзале отправляется на базар, за новой партией клиентов», - говорит Любовь Амонич. В итоге в переполненном автобусе плечом к плечу оказываются и те, кто честно заплатил за билет, в стоимость которого входит оплата услуг автовокзала и перевозчика, и те, кто просто заплатил водителю автобуса. Неудобства терпят и те, и другие.
Другой вопрос - таможенный. Дело в том, что если из Костаная автобусы и выезжают строго по графику, то из российских регионов они следуют с опозданием иногда в несколько часов. Это происходит из-за того, что на границе автобус в ожидании проверки находится довольно долго. В прошлом году на базе автовокзала было проведено совещание, на которое были приглашены представители таможни из Кургана и Челябинска. Стороны сошлись на том, что в первую очередь таможенники будут пропускать пассажирские автобусы. Однако те, кто в этом году ездил на автобусе в Россию и обратно, могут отметить, насколько таможня придерживается установленного соглашения.
«Пассажиропоток увеличивается с каждым годом и, естественно, увеличивается количество новых маршрутов, - говорит директор автовокзала. – Сегодня пассажиропоток изучается департаментом пассажирского транспорта автомобильных дорог Костанайской области. Все данные тендеров, все предложения мы отправляем им, они рассматривают, и если перевозчики соответствуют нормам - открывается новый маршрут. А по поводу безопасности… Каждый шофер, осуществляющий перевозки дальнего следования, ежеквартально проходит осмотр у нашего врача. Техническое состояние транспорта проверяется лишь в том случае, если для этого имеются причины».
Борьба с… пассажирами
Сегодня в соответствии с законом, который вступил в силу в прошлом году, конкурс на пассажирские перевозки проводится раз в три года (раньше он проводился каждый год).
Игорь Гостев, начальник отдела пассажирских перевозок департамента пассажирского транспорта и перевозок отметил, что необходимость проведения тендера заключается в том, чтобы на каждом маршруте был отдельный перевозчик. «Мы рассматриваем предложения и по итогам конкурса (тендерной комиссии) выбираем самых лучших заявителей. После того, как определится победитель, департамент заключает договор на право обслуживания того или иного маршрута. В договоре четко прописываются наши права и обязанности, а также права и обязанности перевозчика».
График маршрутов вышеупомянутый департамент согласовывает с автовокзалом, тарифы предлагают перевозчики. «Мы сейчас работаем над теми тарифами, которые, по утверждению перевозчиков, не оправдывают затрат», - говорит Игорь Гостев. – Вообще, это палка о двух концах. Можно провезти 100 человек по 25 тенге, или десять человек по 30 тенге, разница большая».
Кроме того, сейчас департамент проводит анализ пассажиропотока. Если окажется, что необходимость в дополнительных маршрутах есть, будет объявлен дополнительный тендер.
В том случае, если автовокзал ставит в известность департамент, что перевозчики нарушают договор, и если установлен факт нарушения, то сотрудниками департамента проводится сначала профилактическая работа (собеседование-предупреждение). Если факт нарушения устанавливается дважды, перевозчикам грозит расторжение договора. Игорь Владимирович не скрыл и проблему нелегальных перевозок:
- Есть такая «болезнь», когда на маршруте нелегально работают водители. Человек берет патент и, к примеру, за час до основного перевозчика собирает всех пассажиров. В этих случаях мы подключаем антимонопольный комитет, управление дорожной полиции, налоговый комитет, управление транспортного контроля. Периодически проводим рейды на предмет загрузки автобуса. Потому как автовокзал не продаст билетов больше, чем мест в автобусе. А тех, кто пытается уехать до населенных пунктов, расположенных в пределах 40-60 км от города, подсаживают на базаре.
Самое любопытное, что, несмотря на бесконечное недовольство пассажиров, никто из них не обращался с жалобами в департамент. Возможно, люди об этом просто не знают.
Пропускная способность автовокзала - 800 человек в час. До перестройки автовокзал отправлял и принимал более 200 автобусов, во время перестройки - 30, в настоящее время – в среднем 130 рейсов день.
Ольга ЗИБЕРТ
[an error occurred while processing this directive]