[an error occurred while processing this directive]
СУДЬБА ИРОНИИ
Рубеж 2004-го – 2005-го годов имеет шанс войти в историю стран СНГ как абсолютный рекордсмен по количеству показов «Иронии судьбы, или с лёгким паром». Шедевр Эльдара Рязанова в разное время с 30-го декабря по 2-е января показали восемь (!) раз, и это только по общедоступным, эфирным каналам, не считая спутниковых и кабельных. В последний день «иронийной» эстафеты начинало возникать сильнейшее ощущение «дежа вю» - время постоянно возвращалось к одной и той же точке, то напевая голосом Аллы Пугачёвой «Мне нравится, что вы больны не мной», то выдавая бессмертную реплику «Что за гадость эта ваша заливная рыба?»
За 30-летнюю историю самой популярной советской новогодней истории были годы, когда «Иронию судьбы» почти НЕ показывали в канун или сразу после того дня, в который Женя Лукашин с друзьями по традиции ходили в баню. То ли составителям телепрограмм казалось, что комедия устарела, то ли находили более достойных кандидатов на самое смотрибельное время года. Но «Ирония» каждый раз возвращалась, и каждая новая её демонстрация позволяла взглянуть на заученную наизусть картину с чуть-чуть другой точки зрения. Вот и сейчас нам может показаться инфантильным поведение главных героев – двух взрослых и вроде бы состоявшихся людей, которые никак не решаются взять счастье, само идущее к ним в руки. Не решаются потому, что в той, прошлой жизни, хоть счастья и нет, но уютно и покойно. А в том, заманчивом будущем… трудно представить, как какая-то женщина постоянно мелькает перед глазами, да как она уживётся с мамой. Говоря словами мудрого пьяного Ипполита, за короткий период прошлое разрушить можно, а вот будущее построить – очень и очень сложно. В общем – если у вас нет собаки, друга и тёти – так им же от этого и лучше.
Легче простого было бы объяснить «попадание в девятку» рязановского фильма чутьём режиссёра, вместившего в «историю одной ночи» главную фобию «человека застоя» - страх перемен, вернее платы за эти перемены. Однако «застой» канул в Лету 20 лет назад, на смену пришли эмансипация, феминизация и акселерация… Но появилось ли новогоднее зрелище, способное заменить премьеру 1975-го года? Где он, «наш ответ Рязанову»? Телепродюсеры ведь тоже не дураки – ошибка в выборе влечёт за собой падение рейтинга и сборов от продажи рекламы. Потому и работают по принципу: «Вы хочете песен? Их есть у меня!» Но песен-то народ, оказывается, желает всё тех же, проверенных. Потому и кочуют по голубым экранам либо программы-караоке – перепевки одними известными людьми творений других известных людей (лучший образец этого года – по почти рязановской точности попадания в ритм настроения общества – «Первая ночь с Олегом Меньшиковым»), либо фильмы-стилизации – те же перепевки, но уже не текстов, а обстоятельств (все мюзиклы от «Женитьбы Фигаро» до «Сорочинской ярмарки»), либо караоке-стилизации «в одном флаконе» («Старые песни о главном»). И почти в каждом таком творении – фантом современной попсы Верка Сердючка, зажившая почти независимо от своего создателя, как символ той лошади, что борозды не испортит.
Вот и получается замкнутый круг – так и не выросшая из коротких штанишек телеиндустрия воспитывает в зрителях потребность в постоянном «повторении с вариациями», а публика, в свою очередь, формирует «социальный заказ» на то, что она хочет смотреть. Этот заказ очень тонко чувствуют рекламодатели и … государственные лидеры – согласитесь, что поздравление главы государства после какого-нибудь «Ужина с придурком», как это случилось в новогоднюю ночь на одном из российских телеканалов, смотрится не совсем политкорректно. И дело здесь даже не в том, что комедия может заранее испортить впечатление от выступления Президента – никакой «серьёзный» фильм не создаст атмосферу доверия, необходимую для восприятия важных слов о нашем уходящем прошлом и, не менее важных, о нашем блестящем, предсказуемом и гарантированном будущем. А также о личной заслуге во всём вышеперечисленном самого выступающего. А вот «Ирония судьбы» - может!
И ведь веришь! Нашему Президенту - в том, что «на прошедших выборах в Мажилис народ проголосовал за сохранение стабильности и сплоченности общества». А Президенту соседнему – в том, что россияне «предприняли серьезные шаги, направленные на повышение эффективности власти, ее открытости обществу и ответственности перед ним». Веришь по той же простой логике: «Если вы не живёте, то вам и не умирать».
Тимур ГАФУРОВ
[an error occurred while processing this directive]