[an error occurred while processing this directive]
БУДУТ ЛИ ОЧЕРЕДИ ЗА ХЛЕБОМ?
Административный ответ ценовому вопросу
Цена на хлеб – извечно горячая тема. Естественно, для большого числа потребителей стоимость продукта номер один - принципиально важный вопрос. Но возможно ли административное его решение, и к каким последствиям это может привести?
О подъеме села начинают говорить громче, когда крестьяне получают неплохой урожай, и складывается хорошая цена на зерно. Причем тенденция ее роста весьма заметна. Если в 1998 году среднегодовая стоимость тонны пшеницы третьего класса не превышала $66, то в этом году – 150. Однако не стоит торопиться говорить о сверхприбыли фермеров, потому как вместе с ценой на пшеницу выросли цены на ГСМ, технику, услуги элеваторов, запасные части и прочее, без чего урожай невозможен. Элеваторы, например, «дорожают» из-за повышения тарифов на электроэнергию и тепло. И эту цепочку можно продолжать как угодно долго, так и не найдя конца. В итоге вместе с громкими отчетами о росте уровня средней заработной платы и пенсии дорожает и жизнь рядового гражданина.
Надо отметить, что из-за множества факторо, цена хлеба не зависит прямо пропорционально от стоимости пшеницы. Если с 1998-го по текущий год пшеница «выросла» вдвое, то стоимость булки хлеба – на 25%, то есть всего на пять тенге, со среднегодовых 20-ти до 25-ти. Среди этого множества факторов и административное давление, которое оказывается на производителей хлеба.
- В прошлом году, - говорит один из предпринимателей, пожелавший остаться неизвестным, - когда цена на пшеницу подскочила до $160 за тонну, аким города собирал нас для обсуждения вопроса о цене на хлеб. Руководство ведь не указывает, оно «просит». Пришлось некоторым работать без никакой прибыли.
Казалось бы, и здесь предприимчивые люди, то бишь предприниматели, нашли выход. Одни увеличили ассортимент, прибавив к хлебу выпечку разных булочек, кексов и прочей сдобности. Таким образом доходы от этого как-то перекрывают убытки от низкой цены хлеба. Некоторые, как заметили потребители, «отыгрались» на качестве, то есть товар получился ниже по себестоимости, но по той же цене. Другие просто-напросто сами производят зерно, то есть имеют поля, технику и так далее. Становясь своеобразными «пентагонами», где все свое. Однако и это не выход, считает все тот же инкогнито:
- Для многих предприятий это излишнее обрастание. Если государство хочет контролировать цены на хлеб, оно же должно контролировать и отслеживать всю цепочку от пшеницы до потребителя. Допустим, я имею с каждой булки один тенге прибыли, а некоторые магазины от этой же булки имеют четыре тенге. То есть здесь взял, туда отдал, а больше меня зарабатывает. Хотя я здесь дни и ночи между печами бегаю. Хотят регулировать, пусть создают тот же фонд, куда фермеры будут какие-то проценты откладывать, потом, аналогично, мельницы и, наконец, нужно следить за продажей. Конечно, если производство станет нерентабельным, то я его закрою. Я думаю, что так сделают все. Зачем мне это нужно? Вот и получится как в 90-х, будут длинные очереди за хлебом.
Складывается парадоксальная ситуация, как отмечают и сами чиновники, государство пока что не может обеспечить всем хороший заработок, дабы две-три тенге повышения цены на хлеб не стало бедой для некоторых слоев потребителей. Однако тут же тратит миллиарды на удешевление ГСМ, химические препараты, льготные кредиты и прочее. И все это – «меры по сдерживанию цены» на продукт номер один. Обилие звеньев во всех этих «льготных» цепочках вызывают подозрения – не являются ли эти самые звенья «дырами» для воровства? Вспомнить хотя бы сомнительную процедуру тендера по определению оператора реализации льготных ГСМ в нашей области (о чём в своё время писала «НГ»). Или невыполненные, то есть неиспользованные страной в первом полугодии 50 миллиардов тенге республиканского бюджета. В общем, если звезды зажигают, значит…
Удержание цены можно наблюдать и на услугах по пассажирским перевозкам. Со вчерашнего дня многие предприятия подняли цену на проезд на пять тенге. Причем просили об этом уже давно. Причины те же: цены на бензин и солярку выросли, нужно повышать заработную плату сотрудникам, запчасти подорожали. За время, пока предприятие работает «вхолостую», автобусы изнашиваются и ломаются, на наших-то дорогах, а обновлять парк не на что.
Вот и получается, что потребитель сегодня, сэкономив пять тенге, в конечном счёте проигрывает гораздо больше. И попытка только лишь административно поправлять простую экономическую аксиому о рождении предложения спросом может привести к плачевным результатам.
Булат МУСТАФИН
[an error occurred while processing this directive]