На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 42 (133)
14 октября 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Агромаркет
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Хранить вечно
Поиск
Автосалон
Качество жизни
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ

Под сводами Кустанайского Никольского собора слаженно разливались мелодии церковных песнопений. Хористы-певчие и толпившиеся вокруг клироса прихожане обратили внимание на удивительно чистый голос мальчика - сына регента собора Игнатия Ивановича Климова. Знатоки пения советовали ему послать своего сына на учебу в Москву в Синодальное училище хорового и церковного пения для получения соответствующего образования, так как у Саши был абсолютный слух и весьма незауряд­ный голос. С самого раннего возраста он впитал любовь к музыке, с удовольствием слушая отца, мастерски игравшего на скрипке. На многолюдном и шумном базаре, расположенном возле собора, он слушал песни крестьян- переселенцев из Украины, Поволжья, песни оренбургских казаков и, конечно, песни казахов под аккомпанемент домбры.

В синодальном хоре

Игнатий Климов, будучи музыкально одаренным, в свое время окончил Московское синодальное училище, а теперь направил туда своего сына Александра 1898 года рождения. В учи­лище Александр, наряду с музыкальными и общеобразовательными дисциплинами, учился основам игры на различных музыкальных инструментах, пел в синодальном хоре, успешно выступавшем в России и за ее пределами. Однако по прошествии ряда лет по непонятным причинам Александр оставил стены училища и возвратился на родину к родителям. В марте 1918 года он оканчивает дополнительный класс Петропавлов­ского реального училища Акмолинской области, а в августе того же года поступает в Томский университет на историко-филологи­ческий факультет.

На необъятных просторах России полыхала Гражданская война. Красная Армия в декабре 1919 года освободила город Томск от колчаковских белогвардейцев. Студент университета Александр Климов добровольно вступает в ряды армии, где назначается сотрудником особой комиссии по снабжению фуражом и продовольствием 27-й дивизии. В феврале 1921 года красноармеец Климов был откомандирован в распоряжение Кустанайского губернского райпродкома, где затем был назначен капельмейстером духового оркестра первой трудовой роты губернского комитета труда. Трудовые мероприятия по восстановлению городского хозяйства, общегородские суббот­ники, праздничные демонстрации проводились в сопровождении духового оркестра, а в выходные дни на танцевальной площадке в сквере возле собора звучали знакомые мелодии вальсов : " На сопках Маньчжурии", "Березка", "Над волнами", "Ожидание"...

Неодолимая тяга к образованию не покидала Климова. После демобилизации 3 августа 1921 года Кустанайский комиссариат по военным делам направляет бывшего студента Климова для продолжения образования на Украину. Здесь, в Киеве, он успешно заканчивает Институт народного просвещения и Высший музыкально-драма­тический институт ( ныне Киевская государственная консерва­тория). Молодая, кипучая энергия бьет через край: талантли­вый юноша был одним из лучших студентов. Овладевая слож­ной техникой дирижирования симфоническим оркестром, Климов успешно добивается раскрытия своего личного понимания и истолкования творческого замысла композитора.

Климов получает целый ряд назначений: успешно возглав­ляет Государственный симфонический оркестр Молдавской АССР, а затем Симфонический оркестр Донецкой филармонии. Б 1934-37 гг. - главный дирижер Саратовской областной фи­лармонии и одновременно руководитель оперного класса Саратовской консерватории им. Собинова. Решением квалифика­ционной комиссии Наркомпроса РШСР А.И.Климов был утвержден в ученом звании профессора по кафедре дирижирования. В эти годы он приезжал в Казахстан навестить могилы отца и матери, умерших от тифа еще в 20-е голодные годы.

Знаменательным событием в жизни профессора стало его приглашение в 1937 году главным дирижером Харьковской филармонии, где период его интенсивной концертной деятель­ности был отмечен исполнением и постановкой выдающихся классических произведений Моцарта, Бетховена, Грига.

Жизнь профессора

В годы войны, прервавшей успешную дирижерскую деятель­ность, Александр Игнатьевич сначала эвакуируется в Западную Сибирь, а затем переезжает в столицу Таджикистана. Прави­тельство Украины разыскало Климова и вызвало его с тем, чтобы он возглавил эвакуированный в Сталинабад (Душанбе) Государственный симфонический оркестр Украины. Будучи главным дирижером Таджикского театра оперы и балета, А.И.Климов организовал на его базе Государственный симфонический оркестр республики, программы концертов которого включали в себя лучшие произведения русской и западно-европейской классики, а главное - произве­дения композиторов среднеазиатских советских республик.

Президиум Верховного Совета Таджикистана вскоре присвоил профессору А.И.Климову звание заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР. Осенью 1945 года Александр Игнатьевич, полный творческих сил, возвращается в Одессу, где возглавляет симфонический оркестр знаменитого оперного театра и одновременно руководит дирижерским классом консерватории. Через время Климов назначается директором Киевской консерватории им. П.И.Чайковского.

Вот как замечательно складывалась жизнь и деятельность нашего земляка: 20 лет назад окончил Киевскую консерваторию, а теперь стал ее директором. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР. 1953 год - Всемирный фестиваль молодежи и студентов «За мир и дружбу» в Бухаресте в Румынии. Профессор Климов - член советского подготовительного комитета, а на фестивале - председатель жюри международного конкурса хоровых коллективов. «С раннего утра и до позднего вечера бурлила ключом жизнь в праздничном Бухаресте"... - вспо­минал Александр Игнатьевич - "Не смолкая, звучали на улицах города многоязычные песни, говор и смех 30 тысяч посланцев из 111 стран мира…»

В августе 1954 года последовало новое назначение Александра Игнатьевича на должность главного дирижера Государственного академического театра оперы и балета Украины им. Т.Г.Шевченко. И здесь за время работы дирижер успешно осуществляет постановки целого ряда оперных спектаклей. На сцене театра впервые были поставлены оперы итальянских ком­позиторов "Сельская честь" Масканьи и "Паяцы" Леонкавалло.

Кульминацией творческого пути нашего земляка явилось назначение его главным дирижером Ленинград­ского государственного академического театра оперы и балета (Мариинка) в октябре 1964 года. Друзья и близкие дирижера всячески отговаривали его от переезда в Ленинград по причине ухудшения здоровья - болезни сердца - и нежелательности перемены климата. Однако Александр Игнатьевич в свои 60 с лишним лет был полон творческих сил и энергии.

В Мариинке Климов вместе с воспитанником оперно-режиссерского факультета Ленинградской консерватории Романом Тихомировым поставил целый ряд оперных спектаклей, различных по cтилю и по характеру. Так, опера "Лоэнгрин» Р.Вагнера не шла на сцене театра более 20 лет и перед этим (знаменательно!) в последний раз была поставлена в субботу 21 июня 1941 года - накануне начала войны. 23 марта 1962 года в театре была возобновлена постановка "Лоэнгрина". Возобновлялись постановки и русской оперной классики.

Прогрессировала коварная болезнь сердца, все чаще давали о себе знать приступы. В апреле 1965 года по причине ухудшения здоровья дирижер был вынужден оставить должность главного. Будучи больным, Климов не порывал с театром, более того, он строил новые творческие планы. Апофеозом его дирижер­ской деятельности явилось присуждение ему диплома первой степени Министерства культуры за выдающиеся достижения в смотре музыкальных театров. Творческий коллектив Кировского театра вышел с ходатайством о присвоении А.И.Климову звания народного артиста. Однако из-за невозможности дальнейшей работы он, будучи совсем больным, оставил театр и вышел на пенсию. Близкие, друзья всячески старались поддержать Александра Игнатьевича. За самобытный талант, яркую эмоциональность и необычайную работоспособность Климова называли "советским Карояном" - по фамилии выдающегося австрийского дирижера современности.

22 июня 1974 года Александра Игнатье­вича не стало, сильный сердечный приступ оказался роковым. Заслуженный деятель искусств, профессор А.И.Климов был с почестями  похоронен на центральной аллее Серафимовского мемориального кладбища в городе на Неве.


Профессор воспитал целую плеяду выдающихся дириже­ров, музыкантов - исполнителей, певцов, многие из которых стали народными артистами. Среди них дирижер Натан Рахлин; хоровой дирижер и педагог, профессор Александр Миньковский; художественный руководитель Украин­ской хоровой капеллы "Думка" Александр Сорока; оперные певцы Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк и другие.

Продолжателем твор­чества отца стал народный артист, скрипач Валерий Климов, окончивший Одесскую специальную школу профессора Столярского. Он лауреат первой премии Московского конкурса им. П.И.Чай­ковского. Вместе с женой - известной певицей Раисой Бобринёвой и дочерью-пианисткой Татьяной, Валерий Климов создал блестя­щий музыкальный ансамбль, который успешно гастролирует за рубежом.

Александр Климов прошел славный путь от капель­мейстера духового оркестра в Кустанае до главного дири­жера прославленного Мариинского театра.

Александр ПАВЛОВСКИЙ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ
Под сводами Кустанайского Никольского собора слаженно разливались мелодии церковных песнопений.