[an error occurred while processing this directive]
ГАЛЫМ БАЙТУК: «В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ»
На прошлой неделе в Алматы в рабочей группе депутаты из различных областей Казахстана обсуждали новый законопроект «О маслихатах и статусе его депутатов». Идея принять отдельный от закона о «Местном государственном управлении» законопроект принадлежала Ассоциации депутатов маслихатов РК. Из нашей области в обсуждении приняли участие секретари областного и городского маслихатов Владимир Мягков и Владимир Рубинский. Еще до рассмотрения законопроекта в рабочей группе предполагалось существенно расширить права и полномочия депутатского корпуса. В частности - вернуться к императивному мандату для депутата маслихата, чтобы избиратели могли давать своему депутату наказ, который официально регистрируется. К тому же у избирателей появилось бы право отозвать у народного избранника мандат, если он плохо справляется со своей работой. Основные предложения были направлены на необходимость повышения и укрепления статуса депутатов. О том, как прошло обсуждение, и какие пункты остались в законопроекте, нам рассказал председатель Ассоциации депутатов маслихатов РК Галым Байтук.
- Галым Симбекович, какие основные задачи на сегодняшний день ставит ваша ассоциация?
- Во-первых, мы считаем, что местная исполнительная власть находится в более привилегированном положении, чем маслихаты. У нас исполнительная власть практически игнорирует полноценное участие депутатов маслихатов в формировании бюджета. В формировании бюджета должны, прежде всего, принимать участие депутаты маслихата. А на сегодняшний день в бюджетную комиссию по этому вопросу входят один-два депутата. Их полномочия нужно расширить. При маслихатах также существует ревизионная комиссия из трех-пяти человек. Ее возглавляет председатель, который работает на освобожденной основе, и по сути дела он один в течение года должен заниматься контролем за расходованием бюджетных средств. К примеру, бюджет Костаная составляет почти три миллиарда тенге. Согласитесь, нереально одному человеку вести контроль за такой суммой денег.
- Об этом есть пункт в вашем законопроекте?
- У нас есть пункт о расширение правомочий депутатского запроса. В частности, мы хотим, чтобы было четко определено, кому направлять запрос о том же состоянии бюджета, кто и в какие сроки должен на него ответить. По закону «О местном государственном управлении в РК» у маслихатов есть ряд полномочий. Сюда же входит и контроль за бюджетом, принятие региональных программ, утверждение персонального состава акимата и даже права выразить недоверие акиму. Однако на самом деле эти полномочия недостаточно прописаны и регламентированы и их выполнение практически сведено к пустому рукоподниманию на сессиях. Сейчас права депутатов похожи на права представителей дорожной полиции, которые должны остановить автомобиль акима за превышение скорости, однако не могут. Также и у нас мало кто может противиться неправильным решениям местных исполнительных органов власти. Считаю, что в демократическом государстве должны быть сильными представительные органы власти. К тому же согласно программе политических реформ, озвученной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, государство в ближайшее время должно определиться со статусом маслихатов как органов государственного или местного самоуправления. В этой связи решение вопроса однозначно: маслихаты должны стать органами местного самоуправления или иначе при развитии местного самоуправления может возникнуть антагонизм между маслихатами и выборными органами местного самоуправления.
- Какие еще конкретные изменения вы предлагаете в новом законопроекте?
- Был внесен пункт о неприкосновенности депутатов маслихата. На данный момент они таким статусом не обладают. Еще мы внесли такое предложение. Если депутат работает в маслихате на освобожденной основе, то по окончании срока своей деятельности ему должны предоставить равнозначную по оплате, компетенции и опыту работы должность.
- Было много разговоров о том, что депутаты должны вернуться к императивному мандату для депутата маслихата. Как обстоят дела с этим?
- К сожалению, эта статья не нашла свое отражение в законопроекте. Необходимы изменения в Конституции РК и законах РК. У нас депутаты маслихатов, в том числе и парламентарии, ведут деятельность и отдают свой голос только по личному убеждению, следовательно, и депутаты не обязаны отчитываться перед избирателями о своей деятельности.
- Когда законопроект попадет в Парламент?
- Пока продолжается обсуждение на региональном уровне. Ассоциацией будет организовано обсуждение законопроекта в регионах, в городских и областных маслихатах. И думаю, к концу этого года мы постараемся, чтобы наш законопроект появился в Парламенте РК.
Ассоциация депутатов маслихатов РК была создана чуть больше года назад. За это время появилось и было зарегистрировано 11 филиалов ассоциации в областях Казахстана, проведена работа по привлечению депутатов маслихатов в ряды ассоциации. Представители ассоциации в качестве экспертов принимали участие в мероприятиях, проводимых казахстанскими неправительственными организациями и международными институтами в рамках содействия развитию местного управления в Казахстане.
[an error occurred while processing this directive]