На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 35 (126)
26 августа 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Настоящее время
Политика KZ
Агромаркет
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Поиск
Охотный ряд
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

АЛТЫНБЕК САРСЕНБАЕВ:” ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ – ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕДЁМ”

Недавно на сайте Министерства информации появился проект нового закона о СМИ. Напомним, попытка навязать журналистскому сообществу новый катехизис, предпринятая прежним министром Саутбеком Абдрахмановым, потерпела фиаско - Президент наложил вето на уже принятый Парламентом закон. И вот под новым руководством Мининформ опять "ложится на амбразуру". Зачем?

Об этом и о многом другом беседуют обозреватель газеты "Время" Виктор ВЕРК и министр информации Алтынбек САРСЕНБАЕВ.

- Алтынбек Сарсенбаевич, со времени вашего назначения советник Президента Ермухамет Ертысбаев не перестает удивляться тому, что вы совмещаете должность члена правительства с обязанностями сопредседателя партии "Ак Жол"...

- Я настоятельно рекомендую г-ну советнику перестать удивляться и задавать вопросы не обществу, а непосредственно Президенту, который предложил мне стать членом правительства и назначил меня своим указом министром информации.

- Но ведь та же Дарига Назарбаева на период выборов временно сложила свои полномочия руководителя канала "Хабар"...

- Да, конечно, Дарига ушла, но ведь ее партию на "Хабаре" стали крутить даже больше. Поэтому я бы не стал всерьез говорить о том, что она ушла или сложила свои полномочия. Это либо попытка ввести в заблуждение, либо самообман. Я же не хочу обманывать ни себя, ни общество...

- Ладно. Давайте лучше поговорим о вашей работе. Первой вашей инициативой на посту министра стала разработка нового законопроекта о СМИ. Зачем вам такая обуза? Или же каждая новая метла метет по-новому?

- Новый закон о СМИ нужен.

Во-первых, разработка и принятие нового закона о СМИ - это объективная общественная потребность. Общественно-политические процессы, происходящие в Казахстане, необходимость дальнейшей демократизации общества и проведения политических реформ требуют пересмотра большого пакета законодательных актов. Поэтому совершенно справедливо и логично начать этот процесс с закона о СМИ, который является одним из базовых элементов во взаимоотношениях общества и власти.

Во-вторых, в апреле прошлого года Президент озвучил свое ежегодное Послание народу Казахстана, в котором правительству были даны конкретные поручения относительно того, каким должен быть новый законопроект о СМИ. Тогда Президент четко сказал: "Назрела необходимость принятия нового закона о СМИ, который учел бы современные реалии обеспечения свободы слова, а также защиты журналистов от давления собственников и ужесточил бы ответственность чиновников за вмешательство в деятельность свободной прессы". Новый законопроект должен был содержать нормы, направленные на усиление взаимной ответственности общества и СМИ, власти и журналистов, поощряющие процессы конкуренции на рынке СМИ и не допускающие его монополизации. По-моему, все предельно ясно. Как член правительства, я просто выполняю поручения главы государства, исходящие из его Послания. А Послание, как вы знаете, является очень важным конституционным документом, политической декларацией, если хотите, годовым планом работы Президента...

В-третьих, неоднозначный опыт взаимоотношений общества и власти, негативные события и судебные процессы, происходившие в течение последних трех лет, требуют серьезного переосмысления и корректировки законодательства о СМИ.

И, наконец, в четвертых, это станет "проверкой на вшивость" для многих политических партий и депутатов Парламента нового созыва, которые, согласно утвержденному плану законопроектных работ правительства, должны будут рассмотреть новый законопроект о СМИ в первом квартале 2005 года.

- Ваше министерство уже опубликовало текст законопроекта. Это окончательный вариант, с которым вы пойдете в правительство и Парламент?

- Нет. Опубликованный в Интернете законопроект ни в коем случае не окончательный вариант. Это, скорее, основа проекта, в которой обобщены предложения политических партий, фонда "Адил соз", международных организаций "Интерньюс", "Артикль 19" и других. С этим документом и будет работать группа, в которую, как вы знаете, вошли авторитетные журналисты, представители политических партий, НПО, профессиональных объединений. Мы направили текст законопроекта членам рабочей группы с тем, чтобы они могли внимательно ознакомиться с нашими наработками и подготовить собственные предложения. Все они станут предметом детального рассмотрения и обсуждения на первом же заседании рабочей группы. Мы будем рады и признательны, если свои предложения дадут и другие организации, коллективы редакций СМИ, просто заинтересованные граждане. Мы настроены на позитивный диалог и готовы в рамках рабочей группы обсуждать самые разные позиции и точки зрения.

- Алтынбек Сарсенбаевич, почему вы назвали свой законопроект "О гарантиях свободы слова в Республике Казахстан"?

- Законопроект назван так потому, что принципы свободы слова, беспрепятственного получения и распространения информации заложены в Конституции страны. А задача закона - запустить механизм реализации этого конституционного принципа.

- А что принципиально новое вы предлагаете? Чем отличается ваш законопроект от старого министерского?

- Изначально, когда мы формировали идеологию и концепцию нового законопроекта, основной упор делался на выработку таких норм, которые бы способствовали разрешению имеющихся проблем в сфере взаимоотношений власти и прессы в нашем государстве. Мы так и пошли от проблемы к проблеме.

Например, вы знаете, что существовала такая проблема, как учетная регистрация СМИ. Люди, которые хотят открыть собственные издания, вначале регистрируются в качестве юридического лица в органах юстиции, а потом проходят повторную учетную регистрацию в нашем министерстве. Это создает множество проблем, особенно для региональных СМИ. Сегодня, когда основные параметры медиа-рынка сформированы, единый реестр средств массовой информации можно формировать в Книжной палате...

- Вы что, хотите отменить основное право вашего министерства по учетной регистрации СМИ?

- Да.

- А как, по-вашему, должна теперь проходить эта процедура?

- Мы предлагаем закрепить в законе следующий порядок регистрации СМИ. Допустим, вы захотели открыть газету. Вы первым делом регистрируетесь в органах юстиции в качестве юридического лица - неважно, ТОО это или АО. До этого вы заходите на веб-сайт Книжной палаты, на котором будет размещена база данных о всех зарегистрированных СМИ, чтобы узнать, нет ли издания с таким же названием на территории предполагаемого распространения СМИ. Если нет издания с таким же названием, вы пишете письмо в Государственную книжную палату и уведомляете ее о том, что вы открыли издание с определенным тиражом, объемом. И все - издавайтесь, сколько вам будет угодно. Никакого дополнительного свидетельства вам не понадобится. Достаточно того, что название вашего издания будет внесено в Единый реестр средств массовой информации. А права на название и прочее вы всегда можете зарегистрировать в Комитете по правам интеллектуальной собственности.

- Интересно, а как вы исполняете Послание Президента? Как, например, вы решили вопросы защиты журналистов?

- Мы постарались включить в закон и объединить все законодательные положения, направленные на защиту прав журналистов, в том числе из Уголовного и Административного кодексов.

Что мы предлагаем? Например, мы достаточно детально отразили правоотношения, связанные с правами на опровержение и ответ, подробно расписали порядок и процедуры, связанные с ними. Мы говорим, что юридические и физические лица, в отношении которых в средстве массовой информации обнародованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. В случае отказа средства массовой информации от публикации опровержения или ответа заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд с требованием возместить убытки и моральный вред. Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение: в газетах - не позднее месяца со дня поступления требования, в иных СМИ - не позднее месяца со дня поступления требования или в очередном выпуске. СМИ вправе отказать в опровержении, если это является анонимным, противоречит Конституции или решению суда, поступило по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений.

Но самое главное - мы закладываем норму о том, что СМИ и журналист за клевету могут быть привлечены судом только в административном порядке.

- Звучит заманчиво... А как этого добиться? Ведь та же Администрация президента в судебном порядке наказала газету "Ассанди-таймс" на 50 миллионов тенге. Как быть?

- Вы и сами знаете, что в последнее время дела по защите чести и достоинства стали основной "фишкой" в борьбе с независимой прессой. Суммы исков уже давно бьют все рекорды, а некоторые политики и вовсе потеряли чувство меры и такта в оценке собственной значимости...

Мы хотим, чтобы в будущем штрафы и взыскания были ограничены определенным верхним потолком, который мы планируем установить в пределах месячного совокупного дохода СМИ. Это в случае, если СМИ привлекается к судебной ответственности первый раз. Если то же СМИ в течение того же года будет привлекаться к суду по таким же основаниям второй раз, то сумма штрафов может быть установлена в пределах трехмесячного совокупного дохода редакции. А если такое происходит в третий и более раз, то суммы штрафов будут устанавливаться судами по своему усмотрению. Мне кажется, это справедливо.

- Да? А мне кажется, что это - явный перебор. Совокупный доход газеты за месяц (не говоря уже о трех месяцах) - весьма серьезная сумма. По большому счету, это может привести к разорению собственника СМИ и, следовательно, к закрытию издания. Вы об этом не думали?

- Здесь устанавливается потолок. Судья может дать и меньше. В любом случае в казахстанских условиях это все же не 50 миллионов тенге или 10 миллионов долларов.

- Кстати, как вы оцениваете судебный иск Администрации президента к газете "Ассанди-таймс"?

- Я думаю, что если бы правоохранительные органы, которые подчиняются Администрации президента, нашли бы и привлекли к ответственности неуловимых подпольщиков, которые беспрепятственно напечатали и распространили фальшивый номер газеты "Ассанди-таймс", то это было бы лучшей защитой ее чести и достоинства. Тогда можно было бы изыскать из других источников 50 миллионов тенге для премирования следователей и чиновников из администрации.

- А чем вы еще можете порадовать нашего брата?

- Большое внимание в законопроекте уделяется правам журналистов. Любой журналист будет обладать правом быть принятым должностным лицом государственного органа в связи с осуществлением профессиональной деятельности, без каких-либо ограничений быть аккредитованным в госорганах, по предъявлении удостоверения журналиста присутствовать в местах стихийных бедствий, аварий и катастроф, на митингах и демонстрациях, сохранять тайну авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда, использовать изображение лиц без их согласия, без умаления их чести, достоинства и деловой репутации, если изображенное лицо занимает публичную должность, изображено при проведении публичных мероприятий или позировало за плату и т.д.

- Но как эти нормы будут выполняться на деле? Ведь многие чиновники законы не читают и о правах журналистов даже не слышали...

- Это большая проблема. Но и сами журналисты слабо осведомлены о своих правах: тот же Уголовный кодекс не читали. Поэтому мы перенесли нормы уголовного законодательства в наш законопроект. Там черным по белому написано: "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года". Более того, мы записали далее: "То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

- Да, такая норма есть в Уголовном кодексе, но она не работает. По крайней мере, я не помню ни одного случая, когда какой-либо чиновник привлекался за воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов...

- Я полностью с вами согласен. Достаточно почитать данные ежемесячного мониторинга нарушений законодательства о СМИ, который ведет фонд "Адил соз", чтобы понять, насколько это стало обыденным и привычным явлением. Но, быть может, после того, как будет принят этот закон, найдутся смелые журналисты, которые будут отстаивать свои права до конца?

- Что ж, допустим... Есть и другая проблема. Все журналисты сталкиваются с ситуацией, когда цитирование того или иного источника может привести к огромным штрафам и, хуже того, к закрытию СМИ. Единственными источниками, ссылка на которые не чревата тяжелыми последствиями, являются официальные государственные лица, информационные и рекламные агентства. В вашем законопроекте эта проблема как-то отражена?

- Мы предлагаем, чтобы журналисты не несли ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, в случаях: 1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах; 2) если они получены от рекламных и информационных агентств, пресс-служб государственных органов и общественных объединений; 3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, общественных объединений; 4) если они содержались в официальных сообщениях госорганов, а также в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи. По-моему, исчерпывающий список.

- А как быть, когда журналисты пишут, пишут, а чиновникам хоть бы хны? Ни ответа, ни привета.

- Если пройдет наш вариант, то государственные органы и их должностные лица будут обязаны в течение двух недель дать официальный ответ на критические материалы СМИ, связанные с их деятельностью, если они касаются обеспечения прав граждан или использования бюджетных средств. Если написанное журналистом правда, то госорганы должны это признавать. Если неправда, то должны опровергнуть.

- Как у вас все гладко выходит, Алтынбек Сарсенбаевич! "Признать". "Опровергнуть"...  А если конкретный чиновник, в адрес которого направлена критика, просто молчит? Что тогда ему светит?

- Мы в законе заложили норму, согласно которой госорганы обязаны давать ответы по интересующим СМИ вопросам. А в случае, как вы говорите, молчания введем в Административный кодекс штрафные санкции в отношении таких должностных лиц. И их молчание будет им стоить очень дорого. Здесь мы закладываем следующий принцип: люди, которые работают за счет налогоплательщиков страны, должны давать разъяснения по критикуемым СМИ вопросам всему обществу.

- В том же Послании, да и в других своих выступлениях, Президент говорил о разграничении деятельности редакций и их собственников, с тем чтобы журналисты не становились заложниками учредителей. С другой стороны, учредитель вкладывает свои средства и следовательно, как говорится, "заказывает музыку"...

- Возможно, что это и есть самая большая проблема в сфере СМИ. В законе мы попытались максимально обозначить и отрегулировать права и полномочия собственников и редакций. Отношения между собственником и редакцией СМИ мы предлагаем регулировать уставом или специальным договором. В закон мы ввели также такое понятие, как "редакционная коллегия (совет)", которая является консультативным, совещательным органом СМИ без образования юридического лица, уполномоченного редакцией и собственником на определение редакционной политики СМИ. Думаю, эти и другие меры позволят обеспечить определенную самостоятельность редакции и журналистов.

Кроме того, мы вбили в законопроект норму, согласно которой все СМИ должны в своем первом либо очередном номере или выпуске, выпускаемом или выходящем в эфир после вступления в силу настоящего закона, а затем ежегодно публиковать сведения о своих собственниках, а также об изменениях в их составе не позднее десяти дней после них. Причем мы хотим добиться, чтобы в СМИ указывались РЕАЛЬНЫЕ собственники (не только юридические лица, но и входящие в них конкретные персоналии). Иначе любому истинному хозяину СМИ не составит труда укрыться за каким-нибудь ТОО "Серик-Берик лимитед".

Гласность и доступность такой информации - это еще одно средство защиты прав журналистов от их собственников.

- А какую роль во всем этом вы отводите государству?

- Государство не должно быть чересчур активным игроком на медиа-рынке. Оно не должно пытаться конкурировать с частными СМИ. Мы считаем, что демонополизация рынка СМИ должна начаться с демонополизации государственного медиа-холдинга, который уже стал "вещью в себе" и активно давит не только на рынок, но и на общество. Я уверен, что государство не должно говорить за общество и постоянно навязывать ему свою повестку дня. У нас достаточно образованное и продвинутое общество, которое уже дозрело до того, чтобы самостоятельно решать, что такое "хорошо", а что такое "плохо".

Поэтому мы закладываем норму, согласно которой государственным органам и структурам будет запрещено владеть контрольными пакетами СМИ. То есть государственные органы не должны обладать пакетами СМИ свыше 49 процентов. Государство должно ограничить себя владением одним телеканалом и одной радиостанцией. Госорганам должно быть разрешено издавать лишь специализированные издания (вестники, бюллетени, сборники актов) и иметь официальные WEB-сайты в сети Интернет.

Главная же задача государственных органов и законодателей - разработка и постоянное совершенствование законодательства, создание нормальной, конкурентной среды, где все участники будут поставлены в равные условия. Например, распределение телерадиочастот. Очень большая проблема. А кто сегодня сидит в конкурсной комиссии? В основном чиновники. Мы же, например, предлагаем сделать так, чтобы в будущем в конкурсных комиссиях количество чиновников и представителей госорганов не превышало одной трети ее состава. То же самое должно быть в комиссиях по распределению государственного заказа на СМИ как на республиканском, так и на региональном уровне. Чиновники распределяют не собственные, кровные деньги. Это деньги налогоплательщиков, общества. Поэтому общество через своих представителей должно контролировать их распределение.

- А как быть с монополизацией вещательного сектора? Об этом все говорят, но никто пока не берется за решение проблем...

- Когда сегодня речь идет о монополизации рынка СМИ, все подразумевают и говорят о телерадиовещательном секторе. Монополизация телевидения сегодня уже достигла критического, если не сказать опасного, уровня. Все это знают и понимают, даже на самом верху. В законопроекте мы записали: "Монополизация электронных средств вещания в интересах какого-либо лица недопустима". В этих целях мы предлагаем, чтобы одно и то же физическое или юридическое лицо и аффилированные с ним лица имели право быть собственником: 1) не более одного теле- и радиоканала, имеющего лицензию на вещание по всей территории Республики Казахстан; 2) не более одного теле- и радиоканала, имеющего лицензию на вещание в областях, городе республиканского значения и столице.

Кроме того, мы хотим, чтобы физическому лицу, которое является единоличным учредителем вещательной организации или вклад которого в вещательную организацию обеспечивает контроль над нею, или близким этого лица, не могло принадлежать более 25 процентов акций в других вещательных организациях. Один рекламный оператор и аффилированные с ним лица не должны обслуживать более одного канала на республиканском и региональном уровне...

- Алтынбек Сарсенбаевич, неужто вы в самом деле верите в то, что вам удастся провести ТАКОЙ законопроект через правительство и Парламент?

- Если навалимся всем обществом, обязательно проведем...

"Время"

В последнее время дела по защите чести и достоинства стали основной "фишкой" в борьбе с независимой прессой. Суммы исков уже давно бьют все рекорды, а некоторые политики и вовсе потеряли чувство меры и такта в оценке собственной значимости... Мы хотим, чтобы в будущем штрафы и взыскания были ограничены определенным верхним потолком, который мы планируем установить в пределах месячного совокупного дохода СМИ.

Если бы правоохранительные органы, которые подчиняются Администрации президента, нашли бы и привлекли к ответственности неуловимых подпольщиков, которые беспрепятственно напечатали и распространили фальшивый номер газеты "Ассанди-таймс", то это было бы лучшей защитой ее чести и достоинства. Тогда можно было бы изыскать из других источников 50 миллионов тенге для премирования следователей и чиновников из администрации.

Государственные органы и их должностные лица будут обязаны в течение двух недель дать официальный ответ на критические материалы СМИ, связанные с их деятельностью, если они касаются обеспечения прав граждан или использования бюджетных средств. Если написанное журналистом правда, то госорганы должны это признавать. Если неправда, то должны опровергнуть.

Мы хотим добиться, чтобы в СМИ указывались РЕАЛЬНЫЕ собственники (не только юридические лица, но и входящие в них конкретные персоналии). Иначе любому истинному хозяину СМИ не составит труда укрыться за каким-нибудь ТОО "Серик-Берик лимитед".

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛТЫНБЕК САРСЕНБАЕВ:” ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ – ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕДЁМ”
Недавно на сайте Министерства информации появился проект нового закона о СМИ.