На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 29 (120)
15 июля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Спецназ
Наш бизнес
Агромаркет
Политика KZ
Настоящее время
Квартирный вопрос
Рыбацкий клуб
36,6 С
Абонентский ящик
Поиск
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

КОРЖИН ИЗ РУССКИХ РУК

Сегодня почти в каждой современной казахской семье если не шьют сами новые, то имеют в доме оставшиеся в наследство от стариков корпе, кiлем, жастык, обшитые бархатом сундуки и прочие национальные вещицы. Таким образом люди стараются сохранить складывающиеся веками традиции. Елена Ивановна Романова  - русская женщина, но она свободно владеет техникой изготовления национальной казахской утвари, отлично разбирается в ее назначении.

От истории - к корпе

В прошлом преподаватель курсов кройки и шитья, Елена Романова, по ее собственным словам, однажды осталась не у дел. Не одно поколение женщин училось у нее рукоделию. «К началу перестройки все мои потенциальные ученики ушли на базар. Думать о кружевах, цветочках и вышивках стало некогда. В какой-то момент я дала объявление в газету о наборе на курсы – пришли только две женщины. Раньше желающих было 50, 60 человек. Из пришедших по моему последнему объявлению одна готова была оплачивать только половину, другая – инвалид, сказала, что платить не имеет возможности вообще». Пришлось работать дома. «Когда нам с сыном нечего было есть, я начала делать вещи для церкви: шила облачение для батюшек, сделала большую с вышивкой закладку для 16-килограммовой библии, венчальные наборы, шила крестильные рубашки. Но заработанного едва хватало на то, чтобы свести концы с концами. Я поняла, что мои «русские» старания не увенчиваются успехом. Решила разобраться с казахскими вещицами. Тем более, что меня давно привлекал казахский орнамент».

Елена Ивановна признается, что не сразу села за дело. Много времени ушло на изучение орнамента, истории и значения будущих изделий. Попала в руки книга «Современный казахский орнамент». Тут же все примеры были переведены на кальку.

«Узнаю народ»

Посреди гостиной мастерицы стоит набитый (для придания формы)  аяк кап - свадебный сундук из дорогого красного бархата с аппликацией парчового орнамента. Понадобилось больше месяца работы, чтобы сотворить это чудо. Кроме сундука, ей предстоит сшить все его наполняющие. «Жених, когда идет сватать невесту, несет ее родственникам подарки в коржине, – говорит Елена Ивановна, расстилая перед нами мешок с двумя отделами из яркой материи, расшитый замысловатым узором. Один отдел для отрезов ткани, другой - под угощения». Из почти готового сундука она достает похожий мешок: «Идя с ответным визитом, родня невесты несет дорбу – так называется такой праздничный мешок». Видя наше удивление от просвещенности Елены Ивановны в  элементах национального орнамента, она не дожидается вопроса: «Оградить свою территорию, ввести свою валюту – не значит возродить  национальные традиции. По-моему, шить корпешки, собирать самой приданое должна уметь делать каждая казашка. Меня всегда удивляет и смешит, когда казахи, видя мои изделия, начинают расспрашивать, как что называется и для чего оно предназначено. Я уже не говорю о значении орнамента. С детства мамы (не только казашки, но и русские) должны приучать девочек шитью и рукоделию. Как это было раньше. У казахов, совсем маленьких девочек, был свой специальный мешочек для рукоделия, в котором находились лоскутки для шитья, игольница, иголка, наперсница, наперсток, все необходимое для плетения и шитья. К подростковому возрасту девочка должна была уметь делать все, что полагается взрослой женщине».

Елена Ивановна твердо уверена в том, что созданное собственными руками создает в доме благоприятную атмосферу и способствует гармоничным отношениям в семье. «Сегодня много говорят о  биоэнергетике: черной, белой. Так вот, когда ты делаешь сам для себя, ты вкладываешь душу. Когда ты покупаешь что-то, нет уверенности, что это сделано с душой, злой или добрый человек это делал. Так что я искренне советую всем женщинам – учитесь делать все сами и учите этому ваших дочерей и внучек!»

Ксения БАРАБАНОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КОРЖИН ИЗ РУССКИХ РУК
Сегодня почти в каждой современной казахской семье если не шьют сами новые, то имеют в доме оставшиеся в наследство от стариков корпе, кiлем, жастык, обшитые бархатом сундуки и прочие национальные вещицы.