На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 28 (119)
8 июля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Агромаркет
Политика KZ
Операция "Ы"
Неслучайные связи
Поиск
Автосалон
Зверские дела
Качество жизни
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КОСТАНАЯ В РОССИЮ

Многие костанайцы ездят в Челябинск. Кто-то по делам, кто-то на учебу или к родственникам, а третьи – чтобы на самолете российской авиакомпании отправиться в отпуск. Но в последнее время дорога в дружественное государство стала страшно длинной и долгой. На трассе идет ремонт, таможенники проверяют казахстанцев по четыре часа, дороги оставляют желать лучшего. ..

Мы решили отправиться в путь, чтобы все увидеть собственными глазами.

По ухабам, с ветерком и пылью

Из Костаная выезжаем в половине шестого утра. Засекаем время и на крейсерской скорости выезжаем из Костаная. Первые 20 километров пути дорога была относительно нормальной. Но сразу за Шеминовкой путь резко испортился. И хотя на дороге видны следы прошлогоднего ямочного ремонта, трясет машину сильно. В Федоровском районе дорога становится лучше, но ненадолго. Через 70 километров пути начинается ремонт. Приходится сворачивать на расчищенную бульдозерами объездную дорогу.

От каждой встречной машины - пыль столбом. Если едет грузовая «фура» или самосвал, нагруженный асфальтобетоном, то видимость становится вообще нулевой. Периодически приходится останавливаться и ждать, пока осядет пыль. Несмотря на то что все окна наглухо задраили, пыли в салоне не меньше, чем за бортом. Дорогу периодически поливают из водовозов, но лучше от этого не становится. Мелькнула идея - сейчас бы хорошего дождя!. Но тут же ловлю себя на мысли, если пойдет дождь, то грязи будет столько, что вообще не проедешь. К тому же хорошая погода позволяет дорожникам вести строительство по установленному графику.

После Федоровки остался незатронутый ремонтом 15-километровый участок асфальтированной дороги. В Пешковке уже открыли для проезда 3-километровый участок, который мы миновали в считанные секунды. Ехать по нему было сплошным удовольствием. Дальше снова пришлось трястись по проселку, который пробили прямо по колосящемуся пшеничному полю.

В Карабалыке мы ожидали увидеть указатели объезда. Однако есть они далеко не во всех местах. Хотя ориентироваться, куда ехать, было не сложно по столбам пыли, уходящими далеко в степь. Сразу после Карабылыка снова можно ехать по асфальту, который находится в довольно хорошем состоянии. Прямо возле границы дорога снова перекрыта, а на месте ремонта - скопление самосвалов и дорожной техники. Бригада ОАО «Костанай жолдары» ведет капитальный ремонт на  двухкилометровом участке от Российско-Казахстанской границы. По словам мастера подразделения, отвечающего за этот участок ремонта Валерия Букато, работать им приходится с восьми утра и до самых сумерек. Срок сдачи дороги в эксплуатацию близится, и из жесткого графика они не выбиваются. «Лишь бы погода не помешала», - говорит Валерий. По его словам, новая дорога будет лучше старой, ведь при производстве асфальтобетона к нему добавляют специальный водоотталкивающий порошок. Поэтому строящаяся дорога прослужит не менее десяти лет, при условии, что за ней будут должным образом следить.  Капитально отремонтировать планируют десять километров дорожного покрытия, а на 30 километрах проведут полную реконструкцию. Участок от Федоровки до Пешковки, возможно, откроют для движения уже через месяц. А окончательно закончится ремонт 15 ноября. Чтобы успеть к сроку, на строительство задействовали 150 строителей, 36 единиц дорожной техники и 50 самосвалов.

Таможня дает добро

Почти легендарный таможенный пост «Кайрак». До ремонта сюда из Костаная можно было добраться за час-полтора. Но петляя по объездным дорогам, мы потратили на это ровно три часа. Попали прямо в пересменку. За это время перед постом скопилось семь легковых машин и 30 грузовых.

Водитель грузовика, представившийся Лехой, сказал, что стоит на границе уже тринадцать суток.  Так же, как и еще пятеро водителей. Загрузив в  Китае свой грузовик ширпотребом, Леха везет его заказчику в Москву. Но совсем недавно Российское правительство изменило правила декларирования грузов. А фирма-заказчик до сих пор не может разобраться с документами. Вот и приходится мужикам  по две недели жить на границе.

Первое время они готовили себе пищу на газовых плитах, которые есть у каждого. Но газ закончился, теперь приходится питаться  в близлежащих кафе. Один приличный обед на двоих обходится в полторы тысячи тенге.  А баня, которая есть на таможенном посту, не дает завестись вшам, как мрачно шутят дальнобойщики.

С самого начала, едва мы прибыли на таможню, нас стали атаковать представители страховых компаний. Их тут целых три. Минимальная автомобильная страховка гражданско-правовой ответственности на 15 суток стоит 3-3,5 тысячи тенге. Без нее на территорию России не впустят. Кстати, казахстанская страховка россиянам обходится всего в 100 рублей. 

Заполнение таможенной декларации занимает не более пяти минут. Но если вам это делать лень, то за вас бумагу заполнят сами таможенники за 160 тенге. Вся процедура прохождения границы с казахстанской стороны занимает не более 30 минут. Это в том случае, если вы едете на легковушке. Если вы водитель грузовика с товаром, то скорость прохождения таможни зависит от количества наименований товара, который вы везете.

Пассажирские автобусы дольше 30 минут не задерживаются. Быстрое прохождение границы, по словам заместителя начальника таможенного поста «Кайрак» Батыркана Алиева, происходит благодаря разделению транспорта на три потока. Отдельно легковые автомобили и микроавтобусы, грузовики и рейсовые пассажирские автобусы. Поэтому заторов на казахстанской стороне не создается. Помимо пограничников, на таможне работают ветнадзор, служба карантина растений, а также в ближайшее время откроют представительство санэпидемстанции. Ежедневно через таможню проходят с обеих сторон по 40-50 грузовиков, 60 автобусов и 500-1000 легковых автомобилей.

Жители приграничных районов России, как выяснилось, едут к нам за сахаром, водкой и… спутниковыми тарелками. «Ямалы», производимые в Китае, стоят у нас на порядок дешевле, чем там.

Прячут даже «туда»

Но есть категории граждан так называемого особого учета. Это все жители южных стран Центральной Азии. Они, как правило, едут в Россию на заработки. Но зачастую под видом «гастарбайтеров» границу пытаются пересечь наркокурьеры. Таких таможенники разделяют на «глотателей» и «толкателей». Различие в том, каким образом они вводят в свое тело набитый наркотиками презерватив. Есть несколько признаков того, что в кишечнике наркокурьера находится капсула с наркотиками. Все время пути они ничего не пьют и не едят, находясь в полуобморочном состоянии от истощения. Поэтому достаточно дать подозреваемому стакан воды, чтобы все содержимое кишечника вышло наружу.

Россияне не пускают въезжающих, если у желающих найти в России работу нет приглашения от работодателя. Вот и приходится сидеть южанам на нейтральной полосе. Месяц назад приезжими таджиками тут даже был разбит полевой лагерь. Но постепенно один за другим люди просочились на территорию России. Несмотря на то что россияне начали возводить по всему периметру границы контрольно-следовую полосу, со столбами и колючей проволокой. Мы же наткнулись на рабочих из Кыргызстана. В микроавтобусе 52 человека. Все они шарахались от фотоаппарата, отказывались разговаривать. Самый старший из них Юсуп Жураев, наоборот, на общение пошел охотно. Юсуп по специальности инженер-электрик. Образование получил в Екатеринбурге. Уже несколько лет он сидит без работы, вот и едет с двумя взрослыми сыновьями в Россию. В Екатеринбурге уже живет жена. Естественно, никакого приглашения от работодателей ни у кого из этих людей нет. Миновав казахстанскую границу, киргизы застряли на нейтральной территории. «Но за нас там разводят», - показал Юсуп в российскую сторону и хитро улыбнулся.

«Гони его в шею!»

Настал и наш черед пересечь Российскую таможню. Без автостраховки пускать не хотят. На наши слова о том, что водитель в Россию не поедет, а только высадит пассажира на той стороне, ни к чему не приводят. Пешком пересечь границу, как это делается на таможенном посту «Жибек жолы» в Южно-Казахстанской области, тоже нельзя.  Тогда я попытался уговорить проезжающих водителей провезти меня в качестве пассажира. Но, видимо, приняв меня за очередного таджикского «гастарбайтера», все категорически отказывались.

Подхожу к будке постового, вежливо представлюсь, показываю редакционное удостоверение и прошу разрешения встретиться с начальством. С презрительным видом постовой связывается по рации с начальством: «Тут вас желает видеть какой-то казахский журналист, что с ним делать?» «Гони его в шею! - последовал незамедлительный ответ. – Хотя подожди, я сейчас пришлю человека». Подошедший лейтенант, переспросив, кто я такой  и что мне нужно, вежливо послал подальше. Назад в Казахстан. При этом запретил фотографировать. Глядя на гневные лица россиян, мы поспешили отъехать…

Но на российскую сторону мы все-таки попали. Выручил заместитель начальника таможенного поста «Кайрак» Батыркан Алиев, которому по делам нужно было заехать в Троицк. Казалось, что с таким сопровождением проблем с прохождением российской таможни не будет. Но российская сторона своим казахстанским коллегам никаких скидок не делает. В очередь на российский пост мы встали седьмыми. Впереди нас были легковушки и один пассажирский автобус. Заполнили миграционные карты и принялись ждать. Время рабочее, а на российском посту по неизвестным причинам проверку не ведут. Так простояли под палящим солнцем ровно час. Некоторые водители, не выдерживая бесполезного стояния в очереди, шли к таможенникам. После чего их машины без промедления пропускали. По словам Батыркана Алиева, обычно россияне объясняют «нам» такие задержки периодическими зависаниями компьютера. А водителям, которые едут со стороны России, плохой работой «казахов».

На российской таможне, в отличие от нашей, раздельных потоков для проверки транспорта нет. И грузовики, и автобусы и легковые автомобили проверяют в одной очереди. Чтобы не терять время, без очереди лезем на паспортную проверку. Выясняется, что россиянам лучше предъявлять не паспорт, а удостоверение личности – в нем не делают отметку о въезде и выезде.

Миновав паспортный контроль и пройдя осмотр автомобиля, мы выехали на российскую территорию. На таможню потратили полтора часа. По словам тех, кто ездит в Россию, нам просто повезло, обычно эта процедура длится три-четыре часа. Обратная процедура заняла всего полчаса на обеих таможнях. Пусть назад был известен…

Руслан ИЛЬЯСОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КОСТАНАЯ В РОССИЮ
Многие костанайцы ездят в Челябинск. Кто-то по делам, кто-то на учебу или к родственникам, а третьи – чтобы на самолете российской авиакомпании отправиться в отпуск.