РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
ПОЧЕМ СЕГОДНЯ НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ?
В прошлый вторник министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов и министр финансов Ерболат Досаев рассказали журналистам о расходах, которые предстоит запланировать в бюджете страны, для реализации мероприятий, обозначенных главой государства в своем Послании народу Казахстана.
Вспоминается, как парламентарии при обсуждении бюджета 2004 года пытались убедить правительство в необходимости увеличения размеров его доходной части. Если мажилисмен Гани Касымов называл при этом "фантастическую" цифру в 120 млрд. тенге, то сенаторы предлагали сделать более скромную добавку - в 40 млрд. В конце концов, все "угомонились" на сумме в три раза от нее меньшей. В ходе этой жаркой дискуссии каждая из сторон приводила свои расчеты, которые базировались на разных ожиданиях темпов экономического роста и оценочных прогнозах мировых цен на нефть. Добавка в 12-15 млрд. тенге, на которую депутаты "уламывали" правительство при каждом обсуждении главного финансового документа страны на очередной год, стала уже классической. Разра-ботчики бюджета как бы понимают электоральную озабоченность народных избранников и оставляют им на "растерзание" примерно одну сотую часть запланированных средств, сберегая для себя не-прикосновенность всех остальных показателей. Весь пар депутат-ского рвения и уходит в эту заготовленную кабмином отдушину.
Так было и с бюджетом 2004 года. Сколько было битв вокруг контрольных цифр ожидаемого подъема экономики страны! Однако правительство убедило парламентариев, что надеятся на рост более 7% было бы авантюрой. Так министры под корень подрубили боль-шинство предложений депутатов, которые они вносили для ощути-мого увеличения расходов на социальные нужды населения. Но прошло чуть больше двух месяцев реализации принятого бюджета, и названные выше руководители двух ведомств заявляют, что "со-гласно предварительным уточненным макроэкономическим прогно-зам", рост ВВП в этом году ожидается на уровне 8%, а мировая цена на нефть (которая существенным образом пока и влияет на доход-ную составляющую бюджета) должна превысить 27 долларов за баррель при ожидаемой - 22 доллара.
Чем руководствуются при составлении и уточнении своих прогнозов, наши экономисты не спешат рассказать широкой публи-ке. Вполне возможно, что главный фактор, влияющий на прогнозы, находится не на мировых фондовых биржах, а в аппарате админист-рации Президента страны. Стоило только главе государства в своем Послании народу Казахстана заявить: "Правительство и акимы должны предусмотреть необходимое финансирование бюджета 2005 года, а также внести соответствующие предложения по уточнению бюджета текущего года", как сразу же у наших министров меняются прогнозы. Даже не смотря на предположения авторитетных ино-странных экспертов, предрекавших в 2004 году падение цен на нефть. Причем, прибавка доходов в бюджет текущего года предпо-лагается 27 млрд. тенге, а в следующем году на реализацию соци-альной программы, заявленной в Послании Нурсултаном Назарбае-вым, правительство добавит еще 112 миллиардов.
Согласитесь, что невыполнение обещаний по причине не оп-равдавшегося экономического прогноза, для человека, готовящегося опять баллотироваться на пост Президента, чреват. При постоянных "ошибках", которые уже несколько последних лет совершают пра-вительственные эксперты при составлении прогнозов экономическо-го подъема в Казахстане, надеется на них в такой ответственный пе-риод было бы непростительно. Это означает, что граждане наблю-дают очередной акт уже нашумевшей политической пьесы под на-званием "управляемая демократия".
Никто ничего не пересматривает. Все эти средства давно уже заготовлены. Они лишь ждали своего часа. Спрашивается, зачем этим "болтунам", которые мнят себя "народным избранниками", от-давать благоприятную возможность демонстрировать свою любовь к электорату? У нас есть фигуры и поважнее. Ведь через деньги лю-бовь можно не только демонстрировать. Ее можно и купить. Для по-литиков последнее куда важнее.
Впрочем, на то она и демократия. В какой бы степени управ-ляемости она не пребывала, но если должностные лица в государст-ве избираются, то они вынуждены хотя бы изредка вспоминать о тех, кто в бюллетене для голосования может их фамилию вычерк-нуть. И если в стране циркулируют деньги, которыми измеряется возможность выжить на этом свете, то почему бы не взять бразды управления этим инструментом в свои руки. Народ за деньги поку-пает колбасу, политики за деньги покупают народ. Чтобы им управлять. Для чего? Ну, так для его же, народа, блага. Например, чтобы колбасы не объелся.
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|